Массовая корректировка таможенной стоимости в Беларуси оборачивается снижением конкурентоспособности наших производителей, потерями бюджета и вывозом валюты.

 

komu

 

Игра в одни ворота

Корректировать таможенную стоимость ввозимых товаров любят во всех странах Евразийского союза. Так, во всяком случае, заявляют специалисты Государственного таможенного комитета. Разъяснения, что «мы не одиноки» на постсоветском пространстве и что шестой метод определения таможенной стоимости придуман не нами, а закреплен в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, безупречны с точки зрения формальной логики. О такой логике размышления чиновника удачно высказался на заре советской власти В.И. Ленин: «формально правильно, а по существу - издевательство».

 

Почему издевательство - спросит неискушенный читатель? Дело в том, что взимаемые в результате принудительного завышения таможенной стоимости суммы таможенной пошлины зачисляются в общий бюджет Союза, из которого Республика Беларусь получает мизерную фиксированную долю - 4,56%. Другими словами, «налог на импорт» изымается из бюджетов наших субъектов хозяйствования в основном в пользу бюджетов других государств! И чем более рьяно белорусские таможенники «катээсят» отечественный бизнес, тем больше отрицательное сальдо по расчетам белорусского и союзного бюджетов. Председатель ГТК Ю. Сенько вынужден был назвать даже конкретную сумму, которую мы «переплатили» в 2018 г. - 77 млн долл.

 

Несложно подсчитать, что именно на эту сумму были завышены затраты белорусских импортеров, а национальный бюджет недополучил в виде налога на прибыль 13,86 млн. долл.! На эту же переплаченную «в общий котел» сумму совокупно выросли цены на товары инвестиционного и потребительского импорта. В первом случае это привело к соответствующему росту отпускных цен наших производителей, что ухудшило их ценовую конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешних рынках. А подорожавший потребительский импорт из своих карманов оплатили белорусские граждане.

 

О том, какие существуют догадки: кому выгоден КТС, как импорт легко находит «обходные пути», читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 3.

 

Сергей ВАРИВОДА, руководитель ЗАО «Интеллект»