fbpx

В Беларуси хотят запустить реформу госпредприятий, избежав радикальных мер.

pomyagk

 

Пока власти не готовы к приватизации и всячески стараются оградить крупные белорусские госпредприятия от банкротства, правительство ищет способы, как с учетом новых экономических вызовов повысить их эффективность.

Ситуация в госсекторе за последние годы не стала лучше: долги достигли 7,5 млрд долл. и уже превышают размер золотовалютных резервов страны. А поскольку нередко задолженность предприятий номинирована в иностранной валюте, то по мере девальвации белорусского рубля растет и соответственно усиливает факторы риска для национальной экономики.

 

В то же время правительство поступательно снижает уровень господдержки. В 2016 г. выдача кредитов госпредприятиям была ограничена 2,8 млрд руб., в 2017 г. - 1,9 млрд, в 2018 г. - 1,24 млрд руб. В 2019-м он станет еще ниже - 0,8 млрд руб., а в 2020 г. опустится до нуля.

 

Международные эксперты считают, что в сложившейся ситуации в Беларуси должна быть выстроена система реструктуризации и отбраковки неэффективных компаний, что позволит перераспределить ресурсы от неэффективных госпредприятий к эффективным. Однако отечественные чиновники против таких, по их мнению, радикальных мер. Они убеждены, что в наших условиях проблемные предприятия нужно санировать, а не банкротить. Ведь если в Беларуси завтра включить механизм банкротства, то это может привести к негативным экономическим и социальным последствиям, что станет шоком для всей экономики.

 

На повестке - модернизация управления госсектором

Правительство попытается решить проблемы, избежав радикальных мер путем усиления роли государства как собственника в управлении акционерными обществами, в которых есть доля госсобственности.

При реализации этой задачи планируют сделать ставку на апробированную в мировой практике систему корпоративного управления. Известно, что инвесторы обращают внимание прежде всего на предприятия с прозрачной и понятной системой регулирования, которая предусматривает элементы корпоративного управления. Кроме того, их внедрение является одним из основных условий выхода на международный фондовый рынок.

 

Премьер-министр Сергей Румас в октябре 2018 г. представил Президенту Беларуси программу действий правительства на 2 ближайших года. Она также включает механизм совершенствования управления госпредприятиями с помощью наблюдательных советов. Александр Лукашенко отметил, что не возражает против предложений, но предупредил, что «будет очень серьезный контроль и за деятельностью правительства по их реализации, и особенно за председателями, которых назначат на эти должности».

Эта тема получила дальнейшее развитие на совещании у главы государства 3 декабря. Комментируя его итоги, С. Румас обратил внимание на то, что в среднем производительность труда в компаниях с госсобственностью сейчас ниже, чем в частных или с участием иностранного капитала. Поэтому правительство внесло на рассмотрение Президента предложения об усилении роли государства как собственника в управлении этими предприятиями.

 

В первую очередь это касается органов управления - наблюдательных советов или советов директоров, через которые реализуется функция управления путем назначения государством своих представителей.

По словам премьер-министра, его интересы на наиболее крупных госпредприятиях и сейчас представляют чиновники на уровне заместителя или даже министра. Однако во многих случаях советы директоров и наблюдательные советы функционируют номинально, поэтому правительство хочет уйти от формализма и придать импульс работе наблюдательных советов.

 

С. Румас заявил, что при координирующей роли Госкомимущества необходимо упорядочить систему корпоративного управления: министры или их заместители могут представлять государственные интересы не более чем в 2 предприятиях. При этом они должны возглавить наблюдательные советы и нести ответственность перед собственником-государством за результаты своей работы.

Глава правительства подчеркнул, что за представителями государства закреплены вопросы стратегии и контроль за выполнением предприятиями соответствующих задач, а за директорами - руководство ими. И эти функции не должны пересекаться.

 

Представляя депутатам парламента программу деятельности Совмина Беларуси на 2018-2020 гг., С. Румас в числе 10 топ-задач наряду с развитием бизнес-среды, формированием ИТ-страны и масштабной цифровизацией экономики назвал эффективное управление госсобственностью. При этом предстоит сделать акцент на выполнении высокоэффективных коммерческих инвестпроектов, так как сегодня «мы уже не можем себе позволить, чтобы ограниченные финансовые ресурсы вкладывались в непросчитанные проекты, реализуемые менеджерами без соответствующих компетенций».

 

О том, в какой сфере успешно работает корпоративное управление, чем могут помочь международные эксперты, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 2

 

Татьяна Иванова