Новые перспективные проекты для белорусских производителей и хорошие новости для импортеров.
БЕЛАРУСЬ
Президент Беларуси продлил срок господдержки экспортных программ по реализации белорусской техники.
Это предусмотрено Указом №31, который глава государства подписал 29 января 2019 г. Он продлил срок действия Указа от 24 сентября 2009 г. №466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь». Как сообщается, кроме норм, заложенных в этом Указе, с целью поддержки экспорта предусмотрена возможность использования новых форм международных расчетов. Таких как: межбанковский кредит банку покупателя, экспортный документарный аккредитив с постфинансированием и др. Они используются во многих странах, просты, понятны потребителям и, как ожидается, их применение позволит активизировать продажи белорусской продукции на новых рынках.
Напомним, что в бюджете на 2019 г. предельный размер обязательств по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства установлен в эквиваленте 1 900 млн долл. Предусмотрена также компенсация потерь Банку развития Республики Беларусь от предоставления экспортных кредитов в размере 16 750 тыс. руб.
Беларусь отменила избыточную экспертизу товаров из стран ЕАЭС.
В 2015 г. вышло печально известное постановление правительства Беларуси №666, вводившее обязательность санитарно-гигиенической экспертизы ряда потребительских товаров, импортированных в ЕАЭС из третьих стран. В результате поставщики, ввозившие их из России и других стран Союза, вынуждены были повторно проводить испытания с целью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС. Белорусские власти аргументировали это опасностью увеличения объема контрафактной продукции.
Данная мера неоднократно критиковалась как белорусскими предпринимателями и деловыми союзами, так и партнерами по ЕАЭС. В результате Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 14 ноября 2017 г. приняла решение о том, что эта процедура является избыточной. А Евразийский межправительственный совет 27 июля 2018 г. предложил нашей стране отменить ее до 1 января 2019 г., что в результате и было сделано. Наше правительство уже уведомило ЕЭК о принятом решении.
12 районов Беларуси получат дополнительное финансирование на поддержку предпринимательства.
В 2019 г. стартует совместный проект Беларуси, ПРООН и Евросоюза, направленный на содействию развитию регионов. Соответствующий документ от нашей страны подписало Министерство экономики. Объем финансирования составит до 0,5 млн евро на каждый участвующий в проекте район. Деньги должны быть использованы на поддержку инфраструктуры бизнеса, социального предпринимательства, создание стартап-среды в регионах и другие направления. Общий бюджет проекта - порядка 10 млн евро.
Как сообщил координатор проектов ПРООН в Беларуси Кирилл Тежкин, «уже определены 12 пилотных площадок во всех шести областях, которым будут составлены планы действий, и оказана прямая финансовая поддержка на организацию социального предпринимательства или предприятий, направленных на решение социально значимых вопросов, поддержку стартапов, кластерных инициатив, развитие системы микрофинансирования».
В перспективе возможен пересмотр списка пилотных площадок, а финансирование конкретных бизнес-инициатив будет осуществляться на конкурсной основе.
РОССИЯ
Российским производителям дорожной техники могут выделить 2 млрд руб., чтобы помочь им вытеснить с рынка зарубежных конкурентов.
Минпромторг РФ разработал проект постановления правительства, предусматривающий выделение субсидий производителям строительно-дорожной и коммунальной техники. Эта помощь может быть оказана уже в 2019 г. Документ также предусматривает, что машиностроительные предприятия будут предоставлять покупателям скидку в 15%, которую впоследствии компенсирует госбюджет.
Сейчас предложения Минпромторга обсуждаются, но вероятность, что они будут приняты, высока. В общей сложности на эти цели в течение года необходимо 2,1 млрд руб. Но если программа станет долгосрочной, то за пять лет она позволит увеличить объем выпуска российской дорожной техники более чем в 1,5 раза, а долю импортной, которая сейчас составляет около 80%, существенно снизить.
Доля белорусских производителей на этом рынке невысока. Тем не менее им стоит призадуматься, чтобы сохранить на нем свои позиции.
Российская железная дорога инвестирует 25,9 млрд руб. в развитие Северной железной дороги.
Северный широтный ход - строящаяся железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км. Это, без преувеличения, гигантский проект, который еще более затратен, так как осуществляется в сложных климатических условиях.
В 2019 г. РЖД увеличит инвестиции в развитие Северной железной дороги в 1,5 раза. Это позволит повысить объем работ по развитию железнодорожных подходов к портам Северо-Запада России. Предстоит реконструировать 27 действующих станций, построить 9 новых разъездов и несколько железнодорожных мостов. Около 6,6 млрд руб. направляется на модернизацию и капитальный ремонт железнодорожного пути, причем основной объем работ будет произведен в Вологодском и Ярославском регионах на наиболее грузонапряженных направлениях дороги. Модернизация затронет контактные сети электроснабжения, тяговые подстанции и другие объекты инфраструктуры. Все это представляет потенциальный интерес и для белорусских поставщиков, и строителей.
ЕАЭС
Коллегия ЕЭК упростила ввоз на территорию ЕАЭС товаров в разобранном виде и выпуск до подачи.
Коллегия Евразийской экономической комиссии Решением №1 от 15 января 2019 г. внесла изменения в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном.
Это позволит участникам ВЭД декларировать сложный многокомпонентный товар, который не может ввозиться единовременно, путем последовательной подачи отдельных деклараций на различные компоненты по мере их ввоза на таможенную территорию Союза. При этом заявляется информация о целом товаре, в том числе код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, что существенно упрощает работу, в том числе в части получения льгот, если они установлены в отношении комплектного оборудования.
Новый порядок также дает возможность проводить монтажные работы до ввоза всех компонентов, т.е. сокращает сроки ввода оборудования в эксплуатацию. Кроме того, теперь можно объединять в одной декларации сведения о товарах, выпущенных до ее подачи согласно нескольким ранее поданным заявлениям. Этого нововведения давно ожидал бизнес, так как оно существенно экономит издержки, связанные с уплатой сборов при совершении таможенных операций.