Если две компании, работающие в одной отрасли, имеют существенно отличающиеся условия платежей за землю, то о какой конкуренции может идти речь?
Земельные отношения нуждаются в совершенствовании. Таков главный итог рабочего совещания по проекту изменений в Кодекс о земле, которое прошло в Совете по развитию предпринимательства 15 января 2019 г. под председательством первого вице-премьера А.Г. Турчина.
Наполнение бюджета важнее инвестиций?
Бизнес предлагал решение, которое заключается в придании плате за право заключения договора аренды характера аукционной платы, определяющей победителя аукциона, то есть взимаемой однократно, как, например, происходит в Российской Федерации. Однако чиновников Госкомимущества подобная логика не устраивает. Видимо, интересы наполнения местных бюджетов превыше честной конкуренции и инвестиций малых и средних предприятий. Но, на мой взгляд, квазифискальная нагрузка, равно как и нагрузка фискальная, должна быть равной и справедливой.
Не менее интересен и сложившийся в законодательстве подход к продаже земель в частную собственность. Для одних - она осуществляется по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 31 Кодекса о земле), для других - за 70% к кадастровой стоимости, да еще и с зачетом затрат на прокладку инженерных сетей (Указ Президента от 23.09.2011 г. №431, пп. 1.3.). На вопрос: почему субъектам хозяйствования, которые успели оформить земельный участок до 1 января 2012 г. для целей эксплуатации построенного здания сделана такая поблажка, ответа нет. К слову, именно эти субъекты и получали земельные участки в те времена, когда еще не надо было платить за право заключения договора аренды таких участков.
Похоже, логика законодателя проста: «кто не успел, тот опоздал». Только удастся ли эффективно привлекать инвестиции в освоение земельных участков при таком дискриминационном подходе?
Это участники совещания обсудят через год. Пока же рекомендую потенциальным участникам земельных аукционов внимательно читать законодательство и извещения о проведении торгов, чтобы разобраться, сколько же в итоге придется платить за землю. Тем более что ни на одном из сайтов госорганов, уполномоченных на проведение земельных аукционов, я не нашел указаний на то, что после перечисления платы за право заключения договора аренды на аукционе, вам придется платить ее каждый раз при продлении этого договора на новый срок в ближайшие 100 лет. Нелишним будет также выяснить - являются ли плательщиками такого платежа и ваши основные конкуренты.
О дискриминационных нормах, которые содержит земельное законодательство, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 1.
Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя РОО «БНПА»
От редакции: Проблема платежей за право аренды земельных участков в 2018 г. широко дискутировалась в бизнес-сообществе и на различных общественных площадках. В том числе, на заседании круглого стола «Земельные отношения в хозяйственной деятельности: пути решения проблем», который провел журнал «Директор» 9 октября. В нем приняли участие около 30 экспертов: депутаты парламента, представители деловых союзов, агентств недвижимости, девелоперы, а также руководители предприятий, работающих в различных отраслях экономики. Суть проблемы заключается не только в многократности и значительном размере таких платежей при перезаключении договоров аренды, но и в разных подходах при определении плательщиков. От платы за право аренды земельных участков освобождены государственные предприятия, а также… многие частные, которым просто повезло получить землю раньше остальных - до 2006 г. Это разрушает конкурентную среду в стране. Но пока все попытки бизнес-сообщества добиться справедливости в данном вопросе наталкиваются на сопротивление ряда государственных структур, а также местных органов власти, в чей бюджет идут эти платежи. |