Почему средства инновационных фондов зачастую недоступны малому бизнесу.
Согласно Глобальному инновационному индексу, в 2016-2017 гг.
Беларусь являлась страной с худшей инновационной экономикой в Европе.
В аналогичном мировом рейтинге из 126 стран у нас 86-я позиция - ниже Уганды, но выше Мозамбика. Для сравнения: Латвия в нем занимает 34-е место, Польша - 39-е, Литва - 40-е, Украина - 43-е, Россия - 46-е. Хотя в такое отставание сложно поверить, но факты - вещь упрямая. Зарубежные эксперты считают, что управление нашей экономикой не соответствует современным вызовам, в том числе и в части государственного финансирования инноваций.
В приоритете - крупные проекты
Чтобы понять - «что с нами не так», рассмотрим деятельность Белорусского инновационного фонда (БИФ), образованного постановлением Совмина для усиления господдержки инноваций. В 2018 г. фонду исполнилось 20 лет. За это время им профинансировано более 100 разработок на сумму свыше 90 млн долл. В юбилейном интервью директора фонда, которое было опубликовано рядом СМИ, приводились примеры успешных инноваций. В нем также было отмечено, что ученым, изобретателям и субъектам хозяйствования, включая индивидуальных предпринимателей, созданы благоприятные возможности для внедрения новых идей.
Однако реальная ситуация не столь радужная. В основном финансирование фонда получают большие проекты. Малому бизнесу внимания уделяется значительно меньше. В чем причина? Прежде всего, в том, что процесс подготовки заявки на господдержку одинаков: и при покупке одного станка, и при модернизации целого цеха. В результате у лиц с небольшими проектами порой не хватает энтузиазма довести их до логического завершения.
Практика показывает сложность процедуры подготовки заявки на финансирование. Первый барьер заключается в том, что многие формы заявительных документов на сайте фонда сразу посмотреть нельзя. Их надо скачать, и только затем - открыть. Авторы мелких инновационных проектов часто испытывают на этом этапе технические трудности: не могут открыть файлы, так как путаются в «выборе соответствия», «бесплатной пробной версии» и т.п. Между тем, в стране с 2002 г. действует госпрограмма «Электронная Беларусь», предусматривающая внедрение электронного документооборота. Предполагалось, что, например, изобретатель с периферии откроет сайт БИФа, заполнит заявку и в один клик направит ее в фонд.
Вторая проблема - отсутствие простых лаконичных пояснений касательно подготовки материалов. Составление заявки усложнено: оно одинаково и для покупки одного станка, и для модернизации огромного производства. Такой подход довольно сомнителен, так как очевидно, что пакеты документов, включая экономическое обоснование, для разных категорий новаций должны заметно отличаться. Это - то же самое, что унифицировать требования к работе грузового мотороллера и МАЗа. При подобном подходе Microsoft и Intel у нас не имели бы никаких шансов на развитие!
О том, как перегружен пакет документов для получения новаторами финансирования и почему средства инновационных фондов зачастую недоступны малому бизнесу, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 1.
Александр БЕВЗЕЛЮК, кандидат экономических наук.