fbpx

Успех стратегического менеджмента предприятий строительной отрасли прямо подчинен сразу нескольким графикам, серии экономических переменных, отражающих взлеты и падения потребительского спроса, инвестиционной активности заказчиков, конъюнктуры экспортных рынков и т.д.

proizw

- Самый простой и предсказуемый из инвестиционных графиков стройотрасли - сезонный, - говорит  Василий БАСЕВИЧ, директор ОАО «Спецжелезобетон». - Понятно, что наша продукция для благоустройства городских территорий будет максимально востребована на старте и в продолжение строительного сезона - до наступления холодов. Гораздо сложнее прогнозировать изменение спроса в зависимости от инвестиционной активности на рынке Беларуси и традиционных экспортных направлениях.

Идеальный вариант - формирование масштабных площадок новых жилых микрорайонов или промышленных территорий. В этом случае бывает востребован практически весь ассортимент труб от ОАО «Спецжелезобетон» диаметром от 300 до 2 400 мм для реализации комплексных проектов создания инженерной инфраструктуры.

При этом мы всегда готовы и к обслуживанию более скромных инвестиционных сценариев традиционных заказчиков - точечная застройка с трансформацией и модернизацией действующих инженерных сетей. В этом случае набор труб ограничивается нуждами внутриквартальных коммуникаций - не более 300-500 мм.

proizw2

ОАО «Спецжелезобетон» - один из крупнейших производителей железобетонных труб в СНГ, и речь идет не столько о физических объемах выпуска продукции, сколько об ассортименте возможных решений и оперативной комплектации любых объектов.

Сегодня это 140 наименований трубной продукции, каждое из которых может быть изготовлено и отгружено в рамках одного заказа со строгим соблюдением требований к качеству. Производство железобетонных труб осуществляется по четырем технологиям разных назначений и направлений: для микротоннелирования, напорные, дорожные и безнапорные различных диаметров - вплоть до 3 600 мм.

proizw1

- Василий Павлович, очевидно, что диверсификация продуктовой линейки потребовала создания резервных производственных мощностей…

- Проектные объемы выпуска составляют до 5 тыс. м3 железобетонных изделий в месяц, однако сегодня за счет модернизации производства в периоды пикового сезонного спроса они достигают 14,5 тыс. м3. Другими словами, в ходе планомерного наращивания «индустриальной мускулатуры» мы получили в распоряжение козырь, которым не располагает большинство конкурентов, и всегда готовы к удовлетворению взрывного спроса отечественных, а главное - зарубежных заказчиков.

Пример - ряд пусковых объектов на рынке Российской Федерации, потребовавших от нас комплектации, что называется, с колес, причем с широким набором трубных изделий и самыми строгими требованиями к качеству. Это аэропорты Симферополя, Ростова, Самары, московского авиатерминала «Домодедово».

proizw3

Стоит упомянуть об успешном проекте по доставке железобетонных конструкций из Микашевичей Северным морским путем с помощью ледоколов на российскую военную базу в Северном Ледовитом океане (остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова).

Таким образом, приставка «спец» в названии нашего предприятия приобретает особое звучание. Мы действительно позиционируем себя на рынке как структура, способная выполнять задачи особого уровня сложности, с особыми требованиями к качеству и срокам поставки эксклюзивных железобетонных конструкций.

proizw4

- Какова современная география экспорта с поправкой на экономически обоснованное плечо доставки ЖБИ из Микашевичей?

- К сожалению, с ростом железнодорожных тарифов сбытовой ареал предприятия постоянно сужается. Ранее мы планировали поставки вплоть до отдельных регионов Казахстана, Закавказья, однако аппетиты транспортных компаний растут в среднем на 10% в год.

Фактические затраты на доставку наших изделий съедают до 50-70% тендерной цены. Но благодаря качеству продукции и высокому авторитету торговой марки, в 2017 г. нам удавалось наращивать экспорт с темпом 115%. А оперативные итоги этого года свидетельствуют, что мы сохраняем завоеванные сбытовые ниши на уровне, близком к 100%. И это, на мой взгляд, вполне достойный результат, учитывая актуальную экономическую ситуацию в России, где многие собственные профильные производители работают с тотальным недогрузом мощностей.

- Насколько, на ваш взгляд, оптимистична ситуация на внутреннем рынке в условиях стагнации жилищного строительства, отказа от перспективного планирования новых микрорайонов в столице и крупных областных центрах?

- В свете цифровых иллюстраций картина развития ОАО «Спецжелезобетон» выглядит следующим образом. В 2017 г. мы сработали с плюсом на уровне 24%, а по итогам 10 месяцев текущего года фиксируем рост с темпом 128%. Здесь сказалась положительная результативность практически на всех направлениях деятельности: трубное производство, выпуск тротуарной плитки, изделий для городского благоустройства и железобетонных шпал. Происходит революционный пересмотр требований муниципальных властей к долговечности тротуарных покрытий, их устойчивости к климатическим рискам и механическим воздействиям при механизированной уборке.

Но общая результативность стратегического маркетинга ОАО «Спецжелезобетон» - позитивная. Прогноз развития базируется на четком осознании перспективных потребностей рынка и подготовке внутренних производственных ресурсов к действиям в широком диапазоне инвестиционных сценариев - от объектов национальных масштабов до снабжения небольших строительных проектов в региональных точках роста.