Новые инвестпроекты на Украине и в Азербайджане и изменение порядка госзакупок в России.
БЕЛАРУСЬ
Банк Bpifrance будет финансировать сделки по импорту продукции французского производства в нашу страну.
«После повышения рейтинга Беларуси в ОАСР до 6-й позиции в начале этого года Министерство финансов Франции радикально пересмотрело свою позицию относительно страновых рисков для Беларуси и объявило о готовности предоставлять госгарантии для поддержки французского экспорта и страхования экспортных кредитов», - сообщила глава подразделения департамента государственных гарантий Bpifrance Маэлия Дюфур.
По словам представителя французского банка, в качестве пилотных проектов будет рассматриваться участие французских компаний в дорожном строительстве в Беларуси. В частности, в проекте по реконструкции автодороги М10 и строительстве второй кольцевой дороги вокруг Минска. Условия Bpifrance предусматривают страховое покрытие в размере 95% суммы контракта при условии, что доля французских производителей составит не менее 20% объема поставляемого оборудования. Интересно, что установление предельного лимита по объемам финансирования не планируется.
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО
На реализацию союзной программы выделено 517,7 млн росс. руб., в том числе 226,5 млн - из бюджета Союзного государства.
В этом году в Союзном государстве приступили к реализации программы «Комбикорм-СГ», которая является продолжением программы «Комбикорм» (2011-2013 гг.). Программа предусматривает разработку современных ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования для производства обогатительных добавок на основе протеиновых, комплексных минеральных и других субстанций из местного сырья и вторичных ресурсов пищевой промышленности. А также - создание новых комбикормовых предприятий в Беларуси и России.
Новая программа рассчитана на 2018-2021 гг. Ученые будут разрабатывать инновационные энергосберегающие технологии и оборудование для производства и эффективного использования биобезопасных комбикормов для ценных пород рыб, пушных зверей и отдельных видов животных. Ожидается, что «Комбикорм-СГ» в 1,5-2 раза снизит стоимость кормов, а значит - и себестоимость конечного продукта животноводческих хозяйств.
РОССИЯ
Белорусским компаниям стоит обратить внимание на серьезные изменения в системе госзакупок в России.
Они связаны с принятием в декабре 2017 г. ряда поправок в 44-й Федеральный закон, предусматривающих несколько важных нововведений для поставщиков и заказчиков.
Во-первых, с 1 июля 2018 г. заказчики могут проводить открытые закупки в электронной форме, а с 1 января 2019-го они станут обязательными! Это облегчит участие в торгах поставщиков из других регионов, в том числе из Беларуси. Правда, при этом все участники торгов должны получать электронную цифровую подпись (ЭЦП), а также аккредитацию на электронных торговых площадках (ЭТП) и регистрацию в Единой информационной системе.
Во-вторых, менее приятная новость: с 1 июля 2018 г. операторы ЭТП получили право взимать плату за участие в закупках. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. N 564 она составит 1% начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не более 5 тыс. росс. руб.
Минэнерго России разработало программу модернизации старых теплоэлектростанций страны (ТЭС), в которую до 2035 г. будет вложено 1,35 трлн росс. руб.
Как считают в Минэнерго, это позволит ежегодно модернизировать до 4 ГВт мощности. Программой также предусмотрено разрешить генерирующим компаниям на 20% увеличивать траты на неосновные работы. А модернизация ТЭС на Дальнем Востоке будет идти за счет специальной инвестнадбавки.
Первый отбор проектов на модернизацию должен пройти до 1 ноября, а начало поставок электроэнергии с обновленных ТЭС запланировано на 2022-2031 гг. Программа уже утверждена президентом России, а оплачиваться она будет в основном за счет повышенных платежей потребителей. Минэнерго также планирует дополнительно направить на модернизацию 786 млрд руб. С АЭС, зеленой энергетикой, проектами в удаленных районах и др. общий объем инвестиций в российскую энергетику составит гигантскую цифру - 3,5 трлн росс. руб.!
УКРАИНА
В морских портах страны до 2030 г. планируется реализовать 46 проектов на общую сумму порядка 44 млрд гривен (около 1,7 млрд долл.).
По данным ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), большая часть из них предусматривает реконструкцию и строительство новых перегрузочных мощностей, в том числе - новых причалов и тыловых комплексов.
Помимо возможного участия в модернизации портовой инфраструктуры, белорусским компаниям можно задуматься и о долгосрочных инвестициях в портовый бизнес. Сегодня на Украине применяется очень привлекательная тарифная политика при перевалке транзитных грузов - скидки достигают 50% стандартных портовых сборов. Кроме того, здесь введены технические стандарты и регламенты Евросоюза, а также электронный документооборот интеллектуальных транспортных систем, что значительно упростило все процедуры.
С полной информацией о морских портах Украины, инфраструктурных проектах, которые реализуются на территории портов, а также с рекомендациями по механизмам инвестирования в морскую отрасль можно ознакомиться на специально созданном АМПУ сайте www.investinports.com.
АЗЕРБАЙДЖАН
Белорусские компании могут принять участие в развитии дорожной инфраструктуры в этой стране.
Программа развития дорожной сети является одной из самых масштабных в Азербайджане. Она реализуется с 2014 г., и пока объем инвестиций в этом секторе не уменьшается.
Только в текущем году по всей стране будут проложены новые автомобильные магистральные, междугородние и сельские дороги общей протяженностью 2 300 км. В ближайшее время планируется строительство дорог как минимум в 600 селах страны, и на эти цели предусмотрено выделить бюджетные средства. Наряду с этим будет проведена реконструкция дороги, ведущей из азербайджанского города Гянджа в Грузию. Ее протяженность составит 150 км, а завершатся работы к 2020 г. Планируется также проложить новую дорогу из Баку до границы с Россией.
В прошлом году инвестиции на поддержание и развитие автомобильных дорог Азербайджана составили 1 млрд 335,6 млн манатов (почти 800 млн долл.), что на 18,4% больше, чем в 2016-м.