Многие белорусские производители продовольствия сетуют на проблемы с доступом в торговые сети.

Справка «Директора»

По данным Торгового реестра, на 1 июня 2018 г. в Беларуси работало 103 383 розничных торговых объекта площадью более 6,3 млн кв. м, в том числе до 100 кв. м - 33 300, от 100 до 300 - 10 281, 300-400 - 1 081, 400-650 - 1 121, 650-1 000 - 528, 1 000-3 000 - 382, 3 000- 5 000 - 61, свыше 5 000 кв. м - 37.

Магазинов шаговой доступности - 30 303, современного формата - 2 087, крупных - 98, самообслуживания - 10 274, фирменных - 1 997. Непродовольственных - 29 093, продовольственных - 17 689.

В сфере розничной торговли работает более 53 тыс. субъектов хозяйствования, в том числе 19 043 - юрлица, 34 223 - ИП.

slozno1Торговля vs производители

На эту проблему обратил внимание 13 июня на заседании общественно-консультативного совета при МАРТ министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович: «От производителей требуют глубоких скидок по топ-позициям, которые потом не транслируются на покупателя. Кроме того, звучат жалобы на высокие торговые надбавки. То есть наблюдается усиление дискриминации поставщиков».

«К сожалению, стремительное развитие торговых сетей привело к ухудшению положения поставщиков и производителей. Навязываются невыгодные условия, необоснованное занижение закупочных цен, требования о размере бонусных выплат и скидок - это лишь неполный перечень претензий к одной из крупнейших торговых сетей, поступивших в МАРТ. Сейчас в Министерстве на рассмотрении находятся 5 таких жалоб», - отметила начальник управления торговли, промышленного и агропромышленного комплекса МАРТ Виолетта Брезовская.

По мнению директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанны Тарасевич, требования торговых сетей о необоснованном снижении закупочных цен производителей ведут к дополнительным издержкам с их стороны, что выражается в снижении налоговых поступлений от производителей продукции.

Кроме того, по данным бизнес-союза, торговые сети создают дискриминационные условия для малых и средних предприятий в пользу крупных производителей, зачастую рассчитываясь с предпринимателями за поставленный товар по остаточному принципу.

slozno

«Евроопт» «не прошел»…

На этом же заседании Совет при МАРТ не поддержал предложение СООО «Евроторг» (торговая марка «Евроопт») об увеличении доли на рынке. Руководство торговой сети предложило увеличить ее с 20%, которая с 2014 г. действует в законодательстве о торговле для одного юрлица в том или ином регионе, до 35% или вовсе убрать данную норму.

По мнению В. Колтовича, в ситуации, когда предложение о корректировке барьера исходит только от лидера рынка и не поддерживается ни бизнес-союзами, ни профильной Ассоциацией розничных сетей, большинство членов которой высказались против этой идеи, его воплощение не приведет к развитию конкуренции, а, наоборот, способно вызвать монополию со стороны одного игрока с мощной рыночной силой.

«Мы за развитие торговых сетей и инфраструктуры, но против монополизации. У нас цифры по долям торговых сетей являются закрытыми, но могу сказать, что единственная сеть, которая приблизилась к порогу в 20%, - это «Евроторг». Далее идет сеть «Корона», которая имеет в 8 раз меньшую долю. Из этого можно сделать вывод, что вряд ли сегодня изменение этой нормы будет способствовать увеличению долей других сетей и увеличению конкуренции на рынке, - отметил глава МАРТ. - Кроме того, монополизация розничного рынка несет риски для банковского сектора, являющегося кредитором ритейла».

В. Колтович напомнил, что в рамках Указа №345 от 22.09.2017 г. «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» местные Советы депутатов вправе принимать решения о том, чтобы 20%-ное ограничение на территории их региона не действовало.

Как сообщила исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская, члены объединения после длительных дебатов пришли к единому мнению по поводу доли инфраструктурного ограничения.

За увеличение порога в 20% проголосовали 2 торговые сети («Евроторг» и «Доброном»), одна торговая сеть предложила переложить принятие этого решения на МАРТ, еще 9 высказались против.

О том, чем обернулся для торговли отказ от квотирования поставок на внутренний рынок и что нужно знать о новых правилах конкуренции, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 6.

 

Янина АЛЕКСАНДРОВА