fbpx

Финансовый сектор подвергается кибератакам в три раза чаще, чем другие отрасли экономики.

plata

Активное внедрение информационных технологий в финансовую сферу повышает качество банковских сервисов и ведет к снижению временных и финансовых затрат. Однако расширение банковских услуг вызывает интерес у мошеннических структур и стимулирует рост киберпреступлений. По результатам исследований финансовый сектор подвергается кибератакам почти в три раза чаще, чем другие отрасли экономики. В результате банкам и прочим финансовым структурам, которые расширяют линейку современных продуктов, необходимо постоянно совершенствовать системы безопасности и информировать клиентов о возможных рисках.

Банки вынуждены как предупреждать риски, связанные с мошенничеством внутри организации, так и противодействовать внешним киберугрозам, что влечет за собой рост расходов. Прогнозируется, что к 2025 г. затраты на установление и поддержание работы систем защиты в банках могут увеличиться на 40%. В то же время экономить на кибербезопасности нельзя, так как от этого зависит сохранность финансовых ресурсов и доверие клиентов. Вызовы, которые стоят в настоящее время перед финансовыми институтами в данной области, разнообразны. Прежде всего это касается недостаточной гибкости банковского законодательства. Очень часто внедрение инновационных продуктов происходит без соответствующего изменения регуляторных норм, что означает более низкую степень защищенности потребителей новых технологий. Проблемой также является риск утечки персональной информации о самих клиентах в результате потери платежных карточек или ненадлежащей системы защиты персональных данных внутри финансовой организации. Серьезной угрозой могут быть и кибератаки, включающие установку программ-вымогателей, веб-атаки, а также различные способы мошенничества при осуществлении платежных транзакций.

Безопасность и доверие клиентов

Таким образом, развитие финансовой системы и внедрение новых продуктов невозможно без формирования надежной системы безопасности. Особенно это важно в сфере платежных услуг, где новые продукты внедряются особенно активно. Ведь если банки и финансовые посредники не обеспечат безопасность платежей, они очень быстро могут потерять доверие клиентов и средства, которые были затрачены на реализацию проекта. По итогам опроса, проведенного платежной системой VISA, было выявлено, что наиболее обеспокоены проблемами конфиденциальности данных и безопасности именно те клиенты, которые используют современные способы оплаты товаров и услуг. Это свидетельствует о том, что открытые для инноваций люди применяют новые способы оплаты, в том числе благодаря их большей защищенности. Поэтому платежным системам и банкам очень важно постоянно повышать уровень защиты новых продуктов с целью их популяризации.

Регулирующие органы также должны активно участвовать в процессе противодействия киберпреступности. Например, Резервный банк Индии обязал коммерческие банки рассчитывать показатели уровня кибербезопасности, разрабатывать план управления киберкризисом, а также обучать руководящий персонал финансовых организаций основам кибербезопасности.

Следует признать, что нейтрализовать и полностью ликвидировать киберриски, скорее всего, невозможно. Однако задачей провайдеров финансовых услуг является сведение этих рисков к минимуму. В связи с этим, параллельно с процессом внедрения новых продуктов, должна вестись постоянная работа по формированию безопасного финансового пространства.

Об опыте VISA и MasterCard по противодействию мошенничеству и повышению безопасности онлайн-платежей, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 6.

Анастасия ЛУЗГИНА, кандидат экономических наук, Центр экономических исследований «БЕРОК»