Грузия и Литва начинают реконструкцию энергосистем, а Польша будет строить гигантский аэропорт.

Грузия

Масштабные инвестпроекты в этой стране могут быть интересны белорусским инвесторам и поставщикам.

okna1

Визит Президента Беларуси в Грузию наверняка даст импульс развитию торгово-экономических отношений между двумя странами. СМИ уже сообщили о соглашениях в сфере фармацевтики, проектах создания на территории Грузии совместных производств по выпуску лифтов, автомобилей, сельскохозяйственной и бытовой техники.

При этом «за кадром» сводок информагентств осталась информация о масштабных инвестиционных проектах в нефтегазовой сфере и энергетике, которые будут реализованы в Грузии и в которых могут принять участие белорусские компании. Речь идет, в частности, о строительстве гигантской гидроэлектростанции Ненскра ГЭС, в проект которой сейчас активно привлекаются инвесторы. Уже известно, что 214 млн долл. в него вложит ЕБРР, 150 млн - Европейский инвестиционный банк, 100 млн - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, 87,6 млн. - Южнокорейский банк развития. Еще один крупный проект - строительство «Грузинской корпорацией нефти и газа» подземного газохранилища - оценивается в 300 млн долл.

Казахстан

В бюджете Казахстана предусмотрен рост расходов на экономические проекты и социальную сферу.

okna2

Министерство финансов этой страны внесло поправки в республиканский бюджет, в результате чего затраты на модернизацию экономики значительно вырастут. В частности, на развитие реального сектора и территорий в 2018 г. предлагается направить 115 млрд тенге (примерно 360 млн долл.). Из них на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов дополнительно будет выделено 31 млрд тенге; подведение инженерных коммуникаций к строящимся жилым объектам - 31,5 млрд; развитие сети местных дорог - 29 млрд, поддержку АПК, субсидирование процентной ставки по кредиту и лизингу, агронауку - 15,6 млрд.

Кроме того, 292,5 млрд тенге (около 913 млн долл.) выделено на  проект «Третья модернизация» (улучшение качества человеческого капитала и образование), а 25 млрд - на реализацию мероприятий по «5 социальным инициативам президента»  (строительство жилья, компенсация снижения налогов, микрокредитование, газификация и пр.).

Польша

Польша объявила о планах строительства огромного аэропорта. Стоимость проекта - 8,4 млрд долл.

okna2

Новый хаб будет построен к 2027 г. в 40 км от Варшавы. По проекту он должен принимать до 45 млн пассажиров в год. Под застройку будет выделена территория в 3 000 га. Рядом с аэропортом появится небольшой город.

Источниками финансирования предварительно определены средства польского бюджета и частных инвесторов. Предполагается, что расходы на строительство сопутствующей инфраструктуры возьмет на себя ЕС.  21 марта в Брюсселе министр инвестиций и развития Польши Ежи Квециньский обсудил этот вопрос с представителями Еврокомиссии и других европейских учреждений. «Мы планируем использовать фонды ЕС для совместного финансирования задач по обеспечению безопасности полетов, а также строительства дорожной инфраструктуры в районе нового аэропорта», - заявил глава ведомства инвестиций и развития. Можно добавить, что, по оценкам Управления Гражданской Авиации Польши, в 2030 г. количество пассажиров Центрального аэропорта вырастет и составит не менее 60 млн.

Латвия

В Лиепае может быть создан новый брокерско-логистический центр ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

okna4

По словам председателя правления БУТБ Аркадия Саликова, в настоящее время большинство сделок на поставку биржевых товаров (например, лесопродукции) заключается белорусскими поставщиками на условиях FCA (склад грузоотправителя) или DAF (граница Беларуси). Это ограничивает рынок сбыта, так как покупатели из стран Европы, Ближнего Востока и Азии часто заинтересованы в получении товара на условиях FOB или CIF. Собственный терминал в порту позволит бирже предоставить дополнительную услугу своим клиентам и почти наверняка положительно скажется на объемах торгов.

Власти Латвии и Латвийская железная дорога уже заявили о поддержке этого проекта, что не вызывает удивления. В последние годы они стремительно теряют клиентов из стран ЕАЭС, которые переориентируются на российские порты. Наверняка проект будет интересен белорусским подрядчикам, а также поставщикам строительных материалов и оборудования.

Литва

Власти страны до 2026 г. потратят 325,6 млн евро на развитие и обновление электросетей.

okna5

Литовская государственная комиссия по ценам утвердила смету расходов на реализацию инфраструктурных проектов в энергетике в связи с выходом страны из единой энергосистемы Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Более половины этих средств будет направлено на синхронизацию электросетей с континентальной Европой через Польшу, а также на отключение от российской системы. В июне 2018 г. страны Балтии, Польша и Еврокомиссия (ЕК) должны подписать соглашение,  позволяющее приступить к осуществлению работ.

 При этом Литва берет курс на развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ): доля «зеленой» энергии в общем потреблении к 2020 г. должна достичь 30%, к 2030-му - 45%, а к 2050 г. (по крайней мере в производстве электроэнергии и в теплоснабжении) - практически 100%. Белорусским инвесторам и энергетикам стоит присмотреться к этим проектам. Тем более что они обеспечены гарантированным финансированием.

Масштабный проект реконструкции будет реализован на территории Клайпедского порта.

okna6

Совет по развитию порта уже утвердил реконструкцию северного и южного молов, стоимость которой составит 40 млн евро. Обновление молов займет два года. В ближайшее время проведут работы по проектированию, а потом будет объявлен конкурс среди подрядчиков.

Уже сейчас Latvijas tilti - одна из крупнейших мосто- и дорожно-строительных компаний Латвии ведет реконструкцию двух причалов порта. Стоимость этого контракта - 23,985 млн евро.

Наконец, в Дровяной бухте, находящейся в южной части порта, планируется оборудовать защитную береговую стенку и начать работы по углублению акватории. В течение нескольких лет в развитие этой части порта планируется инвестировать около 150-180 млн евро. Стоимость работ, связанных с углублением бухты и природоохранными мерами, составит около  67,8 млн евро, их них 57 млн будет выделено фондами Евросоюза.