fbpx

Похоже, наша экономика все-таки начинает постепенно разворачиваться с Востока на Запад.

колонка КоржевичВ январе-феврале 2018 г. белорусский экспорт на рынки стран Евросоюза вырос на 30%. И хотя поставки в Россию и другие страны СНГ также увеличились, но не так значительно. В результате удельный вес российского рынка в экспорте белорусских товаров и услуг составил всего 38,2%, что на 7 процентных пунктов меньше, чем за аналогичный период 2017 г.!

Такие цифры озвучил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков на апрельском заседании Президиума Совета Министров, где обсуждался ход реализации Национальной программы поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016-2020 гг.

- Высокая концентрация на рынок одной или нескольких стран либо на узкой гамме товаров формирует для нашей страны значительные риски. Эти риски необходимо минимизировать, - подчеркнул руководитель правительства, добавив, что власти будут поддерживать этот тренд, а также стимулировать рост не только товарного экспорта, но и экспорта услуг.

Конечно, пока рано говорить о смене приоритетов во внешней торговле как о долгосрочном тренде. Да и наши успехи в этом направлении пока не очень значительны. Неслучайно Андрей Кобяков обратил внимание на то, что мы все еще поставляем в ЕС достаточно узкую гамму товаров, причем около 50% в этих поставках приходится на нефтепродукты. А нефтяная отрасль в преддверии «налогового маневра» в России, который может привести к повышению цен на нефть для Беларуси почти до мирового уровня, находится в группе очень значительного риска, и делать на нее большую ставку вряд ли стоит. Кроме того, в правительстве отмечают, что в начале 2018 г. на рынки всего пяти стран - наших основных торговых партнеров - приходится почти 71% экспорта, что тоже является фактором риска.

Тем не менее, лед, как говорится, тронулся. Снижение российской составляющей в нашей экономике можно только приветствовать - уж слишком непредсказуемая там сейчас ситуация. Эксперты отмечают, прежде всего, большую волатильность курса российского рубля и возможность введения новых антироссийских санкций со стороны США и Евросоюза, что чревато заморозкой многих долгосрочных инвестпроектов, а значит, снижением спроса на белорусскую продукцию. Сюда можно добавить очередную эскалацию «торговых войн» между нашими странами, в частности, по «молочке» и свинине. Ставки здесь высоки - ведь в прошлом году наша страна отправила в РФ сельхозпродукции почти на 4 млрд долл.!

В этом номере журнала мы публикуем ряд статей о диверсификации экспортных поставок белорусскими предприятиями. Например, Могилевский металлургический завод в сжатые сроки смог снизить долю России в экспорте продукции до 5%, причем объем внешних поставок при этом не только не упал, но даже увеличился. Опыт успешных белорусских экспортеров свидетельствует, что при грамотной внешнеторговой деятельности, организации производства продукции, востребованной на внешних рынках, улучшении сервиса можно успешно работать на сложных, но высокомаржинальных рынках Евросоюза и других развитых стран.

С уважением, заместитель главного редактора Константин Коржевич