fbpx

Отечественная фармпромышленность пытается вырваться из ловушки внутреннего рынка.

Она с опережением выполняет правительственные задачи по наращиванию производства и продаж и демонстрирует неплохие финансовые показатели.

Лекарство для роста экспорта

В последние годы в государстве велась активная политика импортозамещения, одной из главных задач которой было довести долю отечественных ЛС на внутреннем рынке до 50% в денежном выражении. Сегодня это задание перевыполнено, поэтому на кону другой целевой показатель - доля экспорта.

В соответствии с отраслевой госпрограммой удельный вес внешних продаж в общем объеме реализации лекарств к 2020 г. должен достичь не менее 40%. А в ходе посещения в январе УП «Минскинтеркапс» Президент А.Лукашенко поручил в перспективе увеличить его до 50%. Так что ближайшие годы в фармацевтической отрасли пройдут под знаком борьбы за экспортные рынки.

Все - на внешние рынки!

На первый взгляд, во внешней торговле все тоже неплохо: экспорт ЛС растет более высокими темпами, чем импорт. Так, по данным Белстата, внешние продажи расфасованных для розничной продажи лекарств в январе-октябре 2017 г. составили 157,24 млн долл., или на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес экспорта в объеме производства в 2017 г. - порядка 30%.

Правда, продвигать продукцию за рубежом сложнее, чем наращивать внутренние продажи. За границей не включишь административный ресурс и не получишь преференции в госзакупках. Кроме того, фармпромышленность в соседних странах активно развивается, так что конкурировать с ней на традиционных экспортных рынках становится все сложнее.

Общий рынок лекарств ЕАЭС, формально стартовавший с 6 мая 2017 г., фактически еще недееспособен. Как объясняют его участники, единая процедура регистрации ЛС находится в разработке, и раскрутка этого механизма займет немало времени. Более того, новый пакет документов значительно ужесточает требования к производителям. Так что фармкомпаниям проще пока регистрировать препараты по старинке - в каждой стране Союза в соответствии с национальным законодательством. Поэтому развитие экспорта в ЕАЭС по-прежнему упирается в регистрационные барьеры. И если для крупных госпредприятий доля экспорта в 40% не предел, то для более мелких частников эта планка кажется завышенной.

- Только за счет России вряд ли выйдешь на 40% экспорта, - отметил представитель одного из частных предприятий с иностранным капиталом. - Там непросто и недешево зарегистрировать ЛС. В РФ всегда ставили препоны на пути регистрации: зачем пускать на рынок конкурентов, тем более что все производят одинаковую линейку препаратов?

В то же время в компании хорошо осознают ограниченность внутреннего рынка, поэтому на вопрос о планах по росту производства отвечают философски: произвести - полдела, главное - продать.

Холдинг вместо департамента

Решение экспортной проблемы государство нашло в новой форме кооперации белорусских производителей. В сентябре 2017 г. Указом №258 вместо ликвидированного департамента фармацевтической промышленности при Минздраве создан холдинг по производству фармацевтической продукции «Белфармпром». В новую структуру автоматически вошли предприятия, подконтрольные департаменту, в том числе ОАО «Борисовский завод медпрепаратов», РУП «Белмедпрепараты», УП «Минскинтеркапс», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов» и ОАО «Экзон». Но изначально было заявлено, что двери холдинга открыты для всех производителей независимо от формы собственности и даже дилеров.

Лекарство для роста экспорта

В чем смысл создания нового объединения?

За последние годы численность предприятий, имеющих лицензию на выпуск медпрепаратов, увеличилась с 23 до 35. Чиновники называют это одной из главных причин преобразования департамента в холдинг.

- Мы понимаем, что за счет административного ресурса уже не можем координировать деятельность всех производителей лекарств, - сказал, представляя принятый Указа №258 в августе 2017 г. заместитель директора департамента, а ныне - заместитель генерального директора управляющей компании холдинга «Белфармпром» Виктор Шеин. - Департамент не мог привлечь в свою структуру предприятия частной формы собственности. Для консолидации усилий решили перейти к холдинговой системе управления.

Одна из главных задач, которую провозгласило руководство новой структуры, - ослабление внутренней конкуренции. Как отметили сотрудники фармотрасли, некоторые лекарственные позиции сегодня одновременно представлены в ассортиментном портфеле 10-15 белорусских производителей.

- Мы конкурируем на отечественных и зарубежных площадках, сбиваем друг другу цены, тем самым снижая доходность и валютную выручку, - обозначил проблему В.Шеин. - И иностранные партнеры не понимают, почему мы не можем найти схему более эффективного сотрудничества. Поэтому надо искать механизмы для распределения номенклатуры продукции: кто и что будет производить, в каком объеме и для каких рынков сбыта.

О том, вошли ли частные предприятия в холдинг «Белфармпром», читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 2.

Ольга ПРИМАК