fbpx

ПРИЛОЖЕНИЕ. СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ.

Дешевеющие кредиты вызвали ажиотаж на квартирном рынке. Прошлый год на рынке жилой недвижимости стал рекордным по объему спроса: в некоторые месяцы число желающих купить квартиру было самым высоким за последние десять лет. В чем причина ажиотажа и чем опасна такая «жилищная лихорадка». 

Кредитный драйвер

Банки сгенерировали спрос

Самая главная причина активного «вымывания» квартир на рынке жилой недвижимости в прошлом году - дешевеющие банковские кредиты. За год ставка рефинансирования Национального банка опустилась с 18 до 11% годовых. Стоимость жилищного финансирования, а также потребительских кредитов сейчас колеблется около 14-16% годовых, а некоторые банки предлагают акционные ставки под 11-12%.

Конечно, все это привлекло покупателей квартир, к тому же на рынке реализовался отложенный спрос. В ноябре 2017 г. агентство недвижимости «Твоя столица» зарегистрировало 1 479 сделок - таких высоких цифр в статистике компании не было с 2006 г.! По данным экспертов, если в начале года белорусы осторожно пользовались банковским финансированием и количество подобных сделок составляло всего 10-15%, то к концу года их доля выросла почти до 40%.

В начале 2018 г. на рынке традиционно наступило небольшое затишье.

- В первые месяцы года люди обычно покупают меньше квартир, чем в ноябре-декабре. Тем не менее, по предварительным данным, сделок в этом месяце будет довольно много по сравнению с предыдущими годами, т.е. рынок остается разогретым. Покупают люди активно, предложение заметно снизилось, - отметил аналитик Realt.by Артем Сахаревич. 

Кредитный драйвер

Покупатели меняют приоритеты

Самыми популярными в течение прошлого года и начале нынешнего были одно- и двухкомнатные квартиры. Их доли в общем объеме сделок примерно равны - 38 и 36% соответственно. Среди «однушек» наибольшим спросом пользовались квартиры, расположенные в каркасно-блочных домах, построенных после 2000 г. Среди проданных в январе 2-комнатных квартир преобладали «хрущевки и брежневки», а среди 3-комнатных - стандартные панельные дома 1977-1999 гг. постройки.

Такие запросы покупателей не новы. Интересно другое. Теперь потребители в большинстве своем не гонятся за самыми дешевыми метрами, а предпочитают квартиры достаточно высоких потребительских качеств. На рынок вышла аудитория покупателей в возрасте от 30 до 40 лет, причем их сейчас значительно больше, чем 5 лет назад. Это люди новые, которые мыслят и действуют иначе, чем предыдущее поколение покупателей, и выбирают жилье более высокого качества.

Какова динамика цен на жилье, почему аренда теряет привлекательность, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 2.

Владимир ПРОХОРОВ