fbpx

Реализовать инвестиционный потенциал Беларуси мешают несовершенство системы регулирования бизнеса и высокая степень вовлеченности государства в экономику.

Константин КоржевичС 2014 г. объем иностранных инвестиций в реальный сектор белорусской экономики уменьшился практически вдвое, несмотря на заметное улучшение позиций нашей страны в рейтинге Doing Business, о чем часто любят говорить чиновники. И хотя в мире сейчас наблюдается период роста инвестиционной активности, о каких-либо «громких» сделках в республике в последние годы практически ничего не слышно.

«Белое пятно» на инвестиционной карте

Как утверждают инвестиционные консультанты, в мире в последние несколько лет наблюдается пик инвестиционной активности. В европейских банках - отрицательная доходность по депозитам, американский рынок только начинает выходить из затяжной стагнации. Так что инвесторы озабочены тем, куда «пристроить» деньги, и страны Восточной Европы представляют для них реальный интерес. Например, в Чехии доля ПИИ достигла 8-9 % ВВП, а в 2016 г. лидерами по количеству сделок стали Польша и Украина.

Между тем в Беларуси прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе с 2013 по 2016 г. снизились с примерно 2,1 млрд до 1,3 млрд долл. Более того, по данным компании «Юнитер», более половины всего объема ПИИ на белорусском рынке формируется не за счет новых проектов, а путем реинвестирования прибыли компаний с иностранным капиталом.

Смотрят, но не покупают

Как считают инвестиционные консультанты, у Беларуси есть все возможности для увеличения объема иностранных инвестиций хотя бы до уровня 5-6% ВВП с 2-3% в последние годы. Это и оживление рынка ЕАЭС, на который, собственно, рассчитывает большая часть приходящих в нашу страну инвесторов. За 9 месяцев 2017 г. белорусский экспорт в Россию вырос на 21%, в Казахстан - на 64%, в Армению - на 34%. И - определенные шаги, предпринятые правительством по либерализации экономической деятельности, в частности, Декреты №№7 и 8, упрощение условий регистрации и налогового учета, смягчение санитарных, пожарных и других норм, а также ответственности за правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Минимальный требуемый уровень доходности, который зарубежные инвесторы ожидают в отношении проектов в Беларуси, обычно начинается с 10%. Это связано с достаточно низкими позициями нашей страны в рейтингах мировых рейтинговых компаний. Например, у Moody’s он равен Саа1, что ниже, чем у Египта, Эквадора, Ямайки, Ганы или Габона.

Возможности есть

В результате, по оценкам некоторых экспертов, средний размер привлекательной для иностранных инвесторов доходности в случае реализации проектов в сфере создания малых и средних по размеру производственных бизнесов составляет 15%, в сфере услуг - 15-20%. И такие проекты в Беларуси есть. Например, в сфере деревообработки.

 Роман Осипов- Спрос на древесину на мировом рынке растет, - подтверждает Управляющий партнер компании «ЮНИТЕР» Роман Осипов, - цены на нее - тоже. В среднем на зарубежных рынках 1 м3 качественной древесины стоит 60-70 евро, тогда как в Беларуси - 30-40. Есть инфраструктура и ресурсная база - в стране ежегодно заготавливается порядка 20 млн м³ древесины.  Это достаточно большой объем. Поэтому инвестиции в новые направления деревообработки интересуют инвесторов.

По мнению эксперта, среди «инвестиционно емких» отраслей - розничная торговля современных форматов, хотя здесь рынок уже близок к насыщению. Несмотря на временные трудности, есть перспективы у рынка недвижимости - прежде всего, с точки зрения приобретения инвесторами готовой коммерческой недвижимости, а также развития ее современных форматов. Сфера туризма также может быть интересна, учитывая, что по предварительным оценкам количество иностранных туристов, посетивших Беларусь в 2017 г., возросло на 20-30%. Наверняка после принятия Декрета №8 повысится интерес инвесторов к сфере IT, в которой прогнозируется рост как минимум на 20%. Набирает популярность Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Фактически это аналог СЭЗ, где для инвесторов, помимо всего прочего, создана вся необходимая инфраструктура: транспортная, логистическая, таможенная и т.д. Хотя там сейчас превалируют небольшие проекты - порядка 10-20 млн долл., перспективы привлечения нескольких десятков компаний-резидентов в год могут дать хороший эффект для экономики.

Наша страна может также стать площадкой для организации фармацевтических производств, поскольку хотя наш собственный фармрынок относительно невелик (около 0,8 млрд долл.), то соседний российский оценивается в 25 млрд долл. Ожидают инвестконсультанты новых сделок и в финансовом секторе.

Хорошие возможности есть. Но что мешает Беларуси реализовать инвестиционный потенциал? Об этом читайте в продолжении публикации в печатной версии журнала «Директор» № 1.

Константин КОРЖЕВИЧ