fbpx

Без преобразования основных социальных институтов проект по превращению Беларуси в IT-страну поможет реализовать только малую часть ее потенциала в сфере современных технологий.

Владимир ТАРАСОВДискуссии по поводу Декрета №8 «О цифровой экономике» не стихают. Сторонники проекта считают, что он способен решить чуть ли не все проблемы экономики. Противники, напротив, называют его новым оффшором для компаний, занятых в сфере высоких технологий. Чтобы понять значение Декрета, надо оценить потенциал развития IT-сферы в нашей стране, и в какой степени этот документ позволяет его реализовать. 

Потери из-за льгот

Сейчас используется весьма незначительная часть этого потенциала, хотя IT-отрасль развивается у нас довольно быстро. Доходы от нее поступают в страну в основном в виде заработной платы сотрудников компаний-резидентов Парка высоких технологий. А она весьма значительна. Если оценить численность работников в Парке в 2016 г. примерно в 30 тыс. человек, а их зарплату в среднем в 2 тыс. долл. в месяц, то окажется, что их совокупный доход достигает примерно 700 млн долл. в год. При этом экспорт резидентов парка в 2016 г. составил 820 млн долл., а прямые иностранные инвестиции - 169,2 млн. Кроме того, около 10% своих доходов резиденты парка заработали в Беларуси. Таким образом, примерно половина выручки парка уходит на выплату заработной платы.

Резиденты парка имеют множество льгот. В частности, пониженную ставку налога на доходы иностранных организаций (5% вместо 15%). Кроме того, работники парка платят подоходный налог в размере 9% вместо 13%, а 34% соцстраха уплачивают только с доходов в размере одной средней заработной платы по республике. Учитывая, что зарплата в ПВТ примерно в 5 раз выше средней, получается, что только на соцстрахе они экономят около 27% фонда заработной платы.

IT-страна

Судя по этим данным, из-за льгот резидентам ПВТ государственный бюджет ежегодно недосчитывается суммы, сопоставимой с половиной расходов резидентов Парка на зарплату, т.е. сотен миллионов долларов. Но сейчас это, пожалуй, нельзя считать потерями, так как если бы не было льгот, то не было бы и самого Парка. Но в сопоставлении со странами, где IT-предприятия работают, не имея особых льгот, можно говорить об упущенной выгоде (для бюджета).

Упущенные возможности

Впрочем, льготы - это не единственные потери страны в IT-сфере. Значительную часть потенциальных доходов Беларусь недополучает из-за отсутствия ряда социальных институтов. Чтобы понять, в чем дело, надо  вспомнить историю создания проекта IT-страны.

IT-странаГлавным его автором является генеральный директор компании «БелХард» Игорь Мамоненко, выдвинувший эту идею еще в 2010 г. Но тогда она не получила поддержки и вместо нее была принята гораздо более скромная подпрограмма «Развитие экспортно-ориентированной IT-индустрии» в Национальной Программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.». Поэтому и успехи IT в Беларуси оказались довольно скромными.

Игорь Мамоненко в одном из интервью отметил, что в Беларуси численность сотрудников ПВТ не так уж и велика. В Швеции с примерно таким же количеством жителей разработкой программного обеспечения занималось (по данным 2014 г.) около 221 тыс. человек, а в Финляндии, где жителей в 2 раза меньше, чем в Беларуси - 187 тыс. То есть доля программистов в общем числе жителей этих стран превысила долю в Беларуси на порядок - примерно в 10 раз. Намного больше программистов чем у нас работает во многих других странах. Таким образом, успех ПВТ, достигнутый в настоящее время, является довольно относительным и, судя по количеству программистов, Беларусь использует свой потенциал в данной сфере примерно на 10%.

Игорь Мамоненко подчеркнул, что в других странах рост численности работников в IT-сфере стал возможным благодаря мощным государственным программам, аналогичным проекту IT-страны. Он отметил, что в Беларуси такая программа реализована не была, а принятая подпрограмма выполнялась не только без помощи большинства министерств и ведомств, но даже без желания помочь с их стороны. Он подчеркнул, что были сделаны десятки попыток достучаться до руководителей на различных уровнях власти, однако по объективным и субъективным причинам результата добиться не удалось.

Одной из таких причин, по мнению Игоря Мамоненко, является инертность мышления.

О других системных проблемах и почему принятие Декрета № 8 не гарантирует, что потенциал отрасли программирования будет реализован на 100% читайте в продолжении публикации в печатной версии журнала «Директор» № 1.

Владимир ТАРАСОВ