Белорусский рынок упаковки растет быстрее мирового благодаря бурному развитию сетевого ритейла и пищевой промышленности.
По данным международной консалтинговой компании Smithers Pira, к 2020 г. мировой рынок упаковки достигнет 1 трлн долл. Ежегодный рост рынка оценивается в 3,5%. В Беларуси эта отрасль растет еще более быстрыми темпами. В стране появляются новые виды упаковочных материалов, многие из которых уже производятся отечественными компаниями.
Беларусь в фарватере мировых трендов
Белорусский рынок упаковки, в отличие от рынков соседних стран, является «белым пятном» на карте. Здесь не проводят серьезные исследования международные агентства, нет и профессионального объединения упаковщиков. Еще одна вероятная причина - крупные игроки (всего на этом рынке работает около двух десятков компаний) экспортируют от 40 до 75% произведенной продукции, поэтому зарубежные рынки интересуют их в большей степени, чем наш.
Тем не менее в упаковочной отрасли Беларуси наблюдаются те же тренды, что и на рынках большинства соседних стран. Это касается прежде всего бурного роста в сегменте полимерной упаковки. В некоторых отраслях промышленности ее доля даже выше, чем за рубежом. Например, в производстве пива доля пластиковой упаковки превышает 70%. Это больше, чем в Российской Федерации, где она составляет 60%! Можно предположить, что в сегменте потребительской пищевой упаковки в нашей стране примерно такая же ситуация как и в России, где гибкая и жесткая полимерная упаковка занимает уже почти 80%.
Постепенно на белорусском рынке появляются новые виды современных упаковочных материалов. К этому игроков рынка «подталкивают» производители и торговля, заинтересованные в увеличении сроков хранения и реализации своей продукции, снижении затрат при производстве и транспортировке. Еще одним стимулом является «налог на упаковку», который в нашей стране зависит от ее веса. Для пластика он составляет 23 руб. за тонну, для бумаги и картона - 15 руб., для стекла - 14 руб. Любопытно, что налог не зависит от того, утилизируемая упаковка или нет, а также то, что в России такого налога не существует.
Кстати, утилизация становится важным фактором, который в перспективе будет во многом определять развитие мирового упаковочного рынка. Сегодня в мире перерабатывается только 14% пластмассовых отходов. При этом упаковка составляет 26% общемирового объема пластика. Ее используют лишь один раз, поэтому она становится проблемой для природной среды и ведет к увеличению выбросов парниковых газов. Общий ущерб от пластиковой упаковки, по оценкам ЮНЕСКО, достигает 40 млрд долл., а компании-производители на создании одноразового продукта ежегодно теряют 80-120 млрд долл.
Так что возможность переработки полимерной упаковки становится важным конкурентным преимуществом для производителя. Тем более что многие страны начинают вводить ограничения для производства неперерабатываемых полимерных материалов. Даже белорусское Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды планирует инициировать изменение законодательства об обращении с отходами в части постепенного запрета производства неперерабатываемой упаковки. Об этом недавно заявил начальник главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Руслан Михалевич. Насколько это выполнимо - конечно, большой вопрос. Но с учетом подобных веяний многие крупные белорусские компании, особенно те, кто поставляет продукцию на европейские рынки, уже начинают обращать внимание на эту проблему, предпочитая для упаковки своих товаров утилизируемые материалы.
«Фактически до нас дошло то, что в Америке начиналось в 50-60-е гг. прошлого века», – так Галина Зиневич, коммерческий директор ЗАО «Унифлекс» представила новые виды упаковки, которые скоро появятся в супермаркетах. Подробности – в печатной версии журнала «Директор» № 1.
Константин ШИШКИН