Деривативы на рынке криповалют открывают новую эпоху в цифровой экономике.
На Чикагской товарной бирже с 10 декабря 2017 г. началась торговля фьючерсами на биткойн, которая организована на двух площадках - Cboe и CME. Теперь фьючерсы на другие криптовалюты и выход на этот рынок институциональных игроков - не только хедж-фондов, но и инвестиционных фондов, операторов платежных систем и даже пенсионных фондов, - лишь дело времени.
Согласно данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами США этот рынок становится привлекательным как для мелких, так и для крупных инвесторов. На торговой площадке Cboe мелкие инвесторы держат в четыре раза больше «бычьих» позиций, чем «медвежьих». Их длинные позиции составляют треть всего открытого интереса. Против них стоят профессиональные трейдеры, собственники торговых компаний, которые занимают короткие («медвежьи») позиции в четыре раза больше длинных, с общей короткой позицией 65% от открытого интереса. При этом хедж-фонды только входят на этот рынок с небольшими объемами, а банки США и другие институциональные игроки на первых двух торгах практически отсутствовали. Колебания 5 января 2018 г. сопровождались большими объемами: на торговой площадке Cboe объем превысил 12 000 «биткойнов», что в два раза больше, чем в день старта торгов 10 декабря 2017 г. На фьючерсной торговой площадке CME уже к середине дня 5 января 2018 г. наблюдался объем в размере 11 000 «биткойнов».
Как известно, фьючерс - это производный финансовый инструмент (дериватив), по которому одна сторона (покупатель) обязуется в будущем купить базовый актив (в нашем случае - биткойн) по определенной цене, а другая сторона (продавец) - поставить такой актив по согласованной цене в определенный срок. Фьючерсы были введены для хеджирования рисков. Например, американские фермеры, выращивавшие пшеницу, использовали фьючерсы еще в конце XIX в., чтобы гарантировать стабильные цены на тот случай, если будет хороший урожай и цена на пшеницу упадет. С другой стороны, производители муки также хотели обеспечить себе стабильную цену, но уже на случай плохого урожая.
В последнее время объемы фьючерсных сделок выросли на несколько порядков. Их используют не только для хеджирования, но и спекулянты, которые хотят заработать на динамике цен. Фьючерсный рынок распространился практически на все базовые активы и стал диктовать динамику цен на спотовых, т.е. реальных рынках. Более того, его влияние на спотовые цены становится глобальным, распространяясь на всю мировую экономику. Большие объемы фьючерсных контрактов заключаются на покупку нефти, золота, молока, свинины, говядины, никеля и других сырьевых товаров, продуктов питания и даже процентных ставок. При этом объем фьючерсного рынка на процентную ставку Libor достиг 11 трлн долл. в день
Рынок базового актива, в нашем случае биткойна, и его фьючерсный рынок в системе представляют собой своеобразную машину времени, где можно продать актив, которого… пока нет. Например, продать фьючерс на золото, которое еще не добыто или на биткойн который еще не намайнили, с целью захеджировать риск падения котировок. Точно так же фьючерсный рынок может «вытягивать из будущего» доллары и другие валюты.
В результате уже сегодня становится очевидным влияние фьючерсного рынка на котировки биткойна, так как крупные игроки на этом рынке получили возможность проводить «короткие продажи», т.е. играть на понижение. До этого практически все позиции здесь были направлены в одну сторону - вверх. И при фиксации прибыли даже несколькими крупными игроками мы наблюдали сильное падение, сопровождавшееся «сгоранием» капиталов из-за падения стоимости базового актива в долларах. При «коротких продажах» прибыль от игры на понижение будут абсорбировать «медведи», которые имеют возможность «перевернуться», чтобы затем играть на повышение. Это сделает рынок криптовалют привлекательным для институциональных инвесторов, а возможность захеджировать свои позиции - интересным и для пенсионных фондов.
На рис. 1 и 2 показана взаимосвязь динамики базового актива и фьючерсов на биткойн. По мере своего развития фьючерсные рынки криптовалют будут оказывать все большее давление на цены базовых активов. Через операции крупных игроков и с помощью арбитражных схем они будут финансировать рынки базовых активов. При этом кредитные риски на биржевых площадках будут уменьшаться.
Все это вместе взятое будет оказывать влияние на рынки базовых активов криптовалют и сделает их цивилизованными финансовыми рынками, а сами криптовалюты - эффективными финансовыми и инвестиционными инструментами. Можно добавить, что Декрет №8 открывает для экономики Республики Беларусь большие возможности, и она может занять пока еще свободную «страновую» нишу в этом сегменте цифровой экономики.
Леонид Желтонога, профессор ИПК и ПК БНТУ