Несмотря на опасения экспертов, в обозримой перспективе белорусские производители сохранят свои позиции на российском рынке молочных продуктов. Но это не повод снижать усилия по поиску альтернативных рынков.
Серьезное предупреждение
Недавнее заявление министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева о том, что через 5 лет Россия может выйти на полное самообеспечение сыром, породило ряд встревоженных комментариев в белорусских СМИ. По мнению некоторых отечественных наблюдателей, подобное намерение аграрного ведомства России может обернуться для Беларуси потерей порядка 700 млн долл. экспортной выручки.
Сегодня Россия импортирует примерно четверть потребляемого в стране сыра - 850 тыс. т в год. После введения в 2014 г. санкций на продукты из Украины и Евросоюза, доля белорусской продукции выросла до 80% в российском импорте сыра. А сыр и творог стали ключевыми позициями в продуктовом экспорте Беларуси.
По данным Белстата, наша страна в 2016 г. поставила в Россию 201 тыс. т сыра и творога (+11,6% к уровню 2015 г.) на сумму 675,8 млн долл. (+7,3%).
Решить задачу импортозамещения Россия, по словам А. Ткачева, намеревается за счет наращивания производственных площадей: сейчас строится несколько крупных заводов мощностью 50-70 т в сутки, а в Московской области даже планируют создать сырный кластер. Свою роль должны сыграть и небольшие сыроварни.
Однако отказываться полностью от импорта российские партнеры не собираются: «Какой-то процент, эксклюзив - неплохо, пусть будет швейцарский сыр на прилавках наших магазинов», - сказал он.
В отличие от независимых экспертов в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси не склонны предаваться унынию по поводу планов основного покупателя отечественной молочной продукции. Как считает начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов, популярность белорусской молочной продукции позволит сохранить ее позиции на российском рынке.
Эксперт отметил: «Мы в курсе заявления российской стороны. Более того, скажу, что на молочном форуме в начале года предупреждали наших производителей о планах России по наращиванию объемов производства молочной продукции, в том числе и сыров. Не сомневаемся, что российская сторона свои обещания выполнит. Вместе с тем хочу отметить, что на любом рынке всегда присутствует и отечественная, и импортная продукция. Поэтому считаю, что популярность, которую приобрела белорусская «молочка» в целом и сыры в частности на российском рынке, позволит ей там остаться».
Конечно, может измениться удельный вес молочного экспорта. «Но в целом мы сохраним позиции на российском рынке, а вместе с местными производителями в рамках общей концепции развития экспорта товаров ЕАЭС будем продвигать наши товары на рынках третьих стран. И это обеспечит нам равнодоходность и взаимный интерес в производстве продукции», - подчеркнул. А. Богданов.
Ранее в интервью программе «Беларусь. Главное» в эфире телеканала «БелРос» он заявил, что в 2017 г. наша страна предполагает экспортировать молочной продукции на общую сумму 2 млрд долл., мясной - более чем на 800 млн. Белорусская «молочка» поставляется в 23 страны, мясная - в 18. «Мы открыли 36 предприятий молочной отрасли для поставок на рынок Китая, и экспорт в эту страну резко вырос в 20 раз к уровню прошлого года. Считаем, что это правильный путь и нацеливаем своих производителей на освоение новых рынков Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Африканского континента»,- поделился планами эксперт.
Сейчас Беларусь реализует продовольствие более чем в 60 стран. «Львиная доля нашего экспорта приходится на страны ЕАЭС, среди них первое место занимает Россия. В то же время с учетом диверсификации доля РФ в общем объеме экспорта нашей сельхозпродукции в этом году снизилась на 4%», - при этом А. Богданов напомнил, что в отношении более 20 белорусских предприятий продолжают действовать ограничения по поставкам на российский рынок.
Фальсификат наступает…
Барьеры на пути относительно дешевой и качественной белорусской продукции на продовольственный рынок РФ выглядят более чем странно на фоне данных Россельхознадзора о том, что треть молочных продуктов на местных прилавках - фальсификат. А по некоторым регионам и товарным позициям (творог, сыры, десерты) доля фальсифицированных товаров достигает 60%.
Так, в октябре 2016 г. Россельхознадзор сообщил, что 78,3% сыра, продаваемого в России, - фальсифицированная продукция. Его состав не соответствует указанному на упаковке (как правило, молочные жиры в них заменены более дешевыми и вредными растительными).
И многое говорит о том, что количество фальсификата будет расти и дальше. Отвечая на вопрос издания «Свободная пресса», авторитетный эксперт в области продовольственной безопасности, бывший ректор Московского государственного университета пищевых производств, профессор Дмитрий Еделев, сообщил, что собственное производство молока в России по-прежнему не покрывает потребности страны.
Принимаемые правительством меры по импортозамещению малоэффективны, более того, по итогам прошлого года производство молока в РФ снизилось. В текущем году ситуация складывается хуже, чем в 2016 г.: его дефицит достиг 8 млн т. Вполне логично, что в условиях отсутствия молочного сырья увеличивается фальсификация производимых продуктов питания.
Соответственно, по данным Росстата, растет объем импорта пальмовых жиров (используемых для замены молочного жира) в Россию. В 2016 г. в страну было ввезено порядка 890 тыс. т пальмового масла, что вместе с кокосовыми и пальмоядровыми маслами (а также их фракциями) достигает 1 млн т. Это позволяет, пусть и косвенно, судить об объемах фальсификата.
Хорошие, качественные продукты уступают в цене подделкам. А когда, как в случае с белорусской продукцией, выдерживают конкуренцию, то на помощь «родным» фальсификаторам приходит «Россельхознадзор», призванный отстаивать интересы отечественных потребителей.
От добра добра не ищут?
И все же, если продолжится падение надоев молока в России, то на каком-то этапе наступит количественный предел по производству фальсификата (доля натурпродукта не может уменьшаться бесконечно). То есть новые сыроваренные заводы, о которых говорил глава российского сельхозведомства, останутся без сырья, и позиции белорусских поставщиков молочной продукции в РФ вряд ли серьезно пострадают.
Другое дело, что законы товарного производства требуют диверсификации рынков, даже если на главном направлении пока все хорошо. Поэтому можно положительно расценить информацию первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонида Маринича о том, что предприятия отрасли в январе-сентябре текущего года поставили продукцию в 5 новых стран.
В частности, белорусскую продукцию впервые реализовали в Панаму, Египет, Монголию, Австрию и Финляндию. Будем надеяться, что это только начало.
Александр АЛЕСИН