fbpx

Снижение инфляции, рост оборота розничной торговли и средней зарплаты в 2017 г. отражают тренд медленного выхода белорусской экономики из зоны нестабильности.

Евгений КачуровскийС момента образования Беларуси высокая инфляция оставалась одной из основных проблем экономики. Ее основными драйверами были стимулирующая макроэкономическая политика, периодические девальвации и либерализация цен. В текущем году ситуация постепенно меняется. Рост цен замедлился и в сентябре достиг минимума за последние 25 лет (4,9% гг. и 0,3% мм.). Средний показатель инфляции стал рекордным по сравнению с предыдущими годами (в 2016 г. - 11,8% гг., в 2012 г. - 67,5% гг.).

С позиции Нацбанка главной антиинфляционной мерой стал строгий контроль за ростом широкой денежной массы (М3). Например, в сентябре составил 10,4% гг. (в начале прошлого года показатель превышал отметку 30%).

Наряду с ограничением роста денежного предложения снижению инфляции способствовала относительная стабильность белорусского рубля. Доля импорта в конечном потреблении населения остается высокой (около 55% - в группе непродовольственных товаров). Курсовые колебания вызывают повышение цен.

Экономический кризис 2015-2016 гг. привел к сжатию потребления, которое не успело полностью восстановиться. Этот фактор также стал дополнительным ограничителем повышения цен со стороны спроса.

Без системных реформ не обойтись

В целом в Беларуси наблюдается «вялое» увеличение ВВП. Экономика постепенно восстанавливается благодаря активизации внешнего спроса, прежде всего со стороны России. Однако для преодоления тренда резкого снижения ВВП на протяжении последних 6 лет требуются новые системные трансформации. Для активного и быстрого скачка ВВП необходимы новые стимулы и механизмы.

В противном случае Беларуси будет сложно вернуться к устойчивому и быстрому росту. Высокий уровень государственных инвестиций (госпредприятий) будет недостаточным и может привести к снижению производительности капитала. В данном контексте необходимы более эффективное использование ресурсов и динамичный частный сектор, усиление конкуренции и бюджетные ограничения в экономике, реструктуризация убыточных госпредприятий. Одним из главных условий остается создание равных условий для появления новых динамичных частных компаний.

Инфляция до 6% позволяет запустить экономическую активизацию. Однако для реализации такого сценария существует множество внешних и внутренних рисков. Например, текущий уровень инфляции вряд ли можно охарактеризовать как стабильный.

В 1995-2007 гг. темпы ВВП белорусской экономики были одними из самых высоких (150%) среди стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (в Польше - 70%, Чехии - 50%). Однако в 2010-2017 гг. Беларусь стала аутсайдером (5%) в этих регионах (Польша - 23%, Чехия - 13%, Латвия - 36%, Литва - 38%).

Основная причина такого изменения - макроэкономическая неустойчивость в период роста. Инвестиционный бум привел к существенному дефициту счета текущих операций.

Равнение - на соседей

В разных странах реформы в экономике отличаются в зависимости от степени ее развития и ресурсной базы. Однако главной целью преобразований является повышение совокупной производительности факторов производства.

Например, в Польше этот фактор стал ключевым в рамках трансформаций, направленных на обеспечение экономического роста. Объем выпуска на одного работника прирастал соответственно увеличению капитала на одного работника.

В Беларуси сложилась иная ситуация. Ключевым фактором экономического подъема остается высокий уровень инвестиций. Рост совокупной производительности факторов производства замедлился и сейчас имеет отрицательное значение.

Рост капитала в Беларуси вызвал снижение его рентабельности. Снижению производительности финансов также способствовало их нерациональное использование. Средства в основном были направлены на поддержку неэффективных госпредприятий вместо эффективных и новых производств.

В результате достигнуты различные результаты: ВВП в Польше оказался выше и менее волатильным, чем в Беларуси.

Беларусь и МВФ

Курс на реформы в Беларуси ассоциируется с МВФ, который на протяжении последних 25 лет занимает активную позицию, подразумевающую необходимость и целесообразность системных преобразований в целях обеспечения роста экономики и ее конкурентоспособности.

Страны-соседи уже давно выполнили домашние задания по реформам, а у Беларуси - особый путь развития. Однако последние 6 лет страна испытывала экономический спад и потеряла практически треть ВВП.

Польша прошла путь шоковых реформ, логичным завершением которых стало выполнение копенгагенских критериев при вступлении в ЕС. Поэтому в 2017 г. страна отказалась от консультаций с МВФ по поводу использования зарезервированного для нее транша (8 млрд долл.).

Беларусь активно ведет переговоры о кредите от МВФ, однако у нее не хватает решимости на проведение отдельных реформ при отсутствии финансовой подушки.

Польша уже в 2005 г. (кроме приватизации) не вела переговоров с Фондом по структурным реформам. Основным направлением консультаций были макроэкономическая и финансовая политика.

С 1992 г. Беларусь обсуждает с МВФ практически одни и те же вопросы по всем актуальным направлениям (структурным и макроэкономическим). При этом переговорный процесс не подразумевает изменения социального устройства государства.

Благоприятный фон развития: регион ЕБРР

МВФ прогнозирует благоприятное развитие мировой экономики: в 2017 г. - до 3,6%, 2018 г. - до 3,7%. Процесс набирает обороты практически во всех странах. Основным признаком роста является восстановление инвестиций. Физические объемы мировой торговли также повысятся в 2017 г. на 4%.

Цикл финансовых условий опережает экономический, что особенно благоприятно для экономического подъема государств с развивающимся рынком. Страны региона ЕБРР активно используют этот фон: подписка на облигации Украины превзошла сумму размещения (3 млрд долл.) в несколько раз, а на 10-летние облигации Таджикистана в сентябре 2017 г. с доходностью 7,1% (500 млн) превысила размещение в 6 раз. Беларусь разместила 10-летние облигации с доходностью 7,6% в июне этого года. Другие страны тоже воспользовались благоприятными условиями.

Впервые с 2010 г. годовой прирост в 29 странах (из 36) ускорился в I полугодии 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но повышение происходит медленнее, чем в странах с развивающимся рынком (имеющих аналогичный уровень дохода на душу населения). В государствах региона ЕБРР повышенный рост обеспечивал дополнительные 15% выпуска продукции. На этом фоне Беларусь демонстрирует скромные показатели роста.

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика»