От экономических реформ до финансового поведения белорусов: о чем говорили на KEF-2017. Журнал «Директор» собрал наиболее интересные моменты этого события.
Осторожный оптимизм
Представители Европейского союза, Всемирного банка и Международного валютного фонда дали свою оценку нынешнему состоянию экономики Беларуси и поделились мнением о перспективах ее развития. Так, глава представительства Евросоюза в Беларуси Андреа Викторин отметила, что ЕС продолжит оказывать нашей стране поддержку во взаимодействии с МВФ.
«Мы глубоко убеждены, что соглашение с МВФ значительно улучшит ситуацию в белорусской экономике, а также послужит позитивным сигналом для всего мира. Беларуси важно сформировать положительный имидж и посылать верные сообщения международному инвестиционному сообществу», - подчеркнула Андреа Викторин.
Заместитель директора Европейского департамента МВФ Атанасиос Арванитис отметил, что после двух лет рецессии рост белорусской экономики почти на 2% - это приятная новость.
«Мы констатируем осторожный оптимизм», - сказал он.
В то же время региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен заявила, что с такими темпами развития экономики Беларусь может попасть в ловушку низкого роста.
«Два процента в год - это очень мало для тех целей, которые поставило белорусское правительство для страны», - констатировала представитель Всемирного банка.
Причина в том, что изменились так называемые драйверы роста. Цены на сырье уменьшились, обороты торговли замедлились и есть определенные неясности в мировой экономике. Как результат - Беларуси стало труднее извлекать преимущества, которые у нее существуют от партнерства с Россией.
«При этом стоит сказать, что потенциал Беларуси - огромен. Здесь работают очень умные люди, развита инфраструктура, сильные инженерные возможности и выгодное географическое положение. И у Беларуси есть все шансы стать одной из самых процветающих стран в Европе, если правильно использовать имеющиеся возможности», - считает Сату Кахконен.
По мнению зарубежных экспертов, будущее нашей экономики - за развитым частным сектором. Но для его трансформации должны быть приняты определенные меры. Первое - повышение конкурентной среды за счет усиления действия рыночных механизмов. Второе - улучшение бизнес-климата. Третье - необходима гарантия социальной включенности: во время экономических трансформаций нужно защищать людей.
Новые заимствования и финансовая стабильность
Председатель правления Нацбанка Павел Каллаур рассказал о планах белорусских властей по сотрудничеству с МВФ и ЕС, а также о задачах денежно-кредитной политики.
«Мы не ставим сейчас вопрос о каких-то чрезвычайных кредитах, мы в них на данном этапе не нуждаемся», - ответил он на вопрос о том, нужны ли нашей стране займы МВФ в ближайшее время.
Кроме того, глава Нацбанка отметил, что основной целью в деятельности регулятора является ценовая стабильность, и он будет двигаться в сторону политики инфляционного таргетирования. В частности, стоит задача по достижению инфляции не более 5% до 2020 г. На следующий год, оставляя широкую денежную массу в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики, Нацбанк изменит ее операционную цель. То есть вместо денежной массы регулятор будет контролировать ставки на денежном рынке. Еще одной из приоритетных задач Нацбанка является финансовая стабильность.
Что касается снижения ставки рефинансирования, то глава Нацбанка сообщил, что в следующем году она значительно уменьшаться не будет: «Мы не намерены делать какие-то большие шаги по снижению ставки рефинансирования. Необходимо убедиться в стабильности платежного баланса и инфляции. Наша задача по инфляции - закрепиться в пределах 6%, плюс-минус один процентный пункт. Если ситуация позволит принимать решения более быстрыми темпами, мы будем это делать».
«Финансовый код» и экономические привычки белорусов
Заместитель директора Института социологии НАН Беларуси Ирина Лашук представила любопытное исследование о «культурном и экономическом кодах» белорусов. В соответствии с опросами, проведенными социологами, у 40,8% наших соотечественников нет сбережений, поскольку они не имеют возможности их делать. В то же время 32,5% опрошенных, говоря о процессе создания накоплений, ответили, что они стараются сначала что-то отложить, а остальные деньги - тратят. Примерно четверть - 23,1% - наоборот, сначала тратят, а что остается - откладывают. Наконец, 3,5% респондентов вообще не делают сбережений, так как не видят в этом смысла.
Примечательно, что 30% опрошенных собирают деньги «на черный день», 24,6% - «на всякий случай», а еще 14,1% - на отдых и путешествия. Меньше всего белорусы откладывают средства на собственное дело - лишь 3,9% опрошенных, на вложение с целью получения дивидендов или процентов - 3,6%, на покупку дачи - 1,1%. Кроме того, исследование показало, что две самые популярные формы сбережений у белорусов - это покупка недвижимости и покупка валюты. Причем последняя чаще всего хранится дома.
Бурную дискуссию вызвала публикация очерка экс-помощника Президента по экономическим вопросам, члена Совета KEF Кирилла Рудого «Потому что я так решил» в преддверии выхода его книги «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование».
По мнению автора, в основе решений и поведения в экономике Беларуси лежат три правила. Правило первое: «хочу не как лучше всем, а хочу сам». Суть его в том, что белорусы разобщены. Мы больше похожи не на общество, а на совокупность разобщенных единиц, которых объединяют не общие ценности, а государственность. Поэтому и наша экономика находится в своего рода симбиозе с государством, не представляя, что возможна другая жизнь и другие партнеры. Правило второе: «хочу не как лучше, а хочу, чтобы не было хуже». То есть белорусы боязливы и менее склонны к риску. Поэтому и проблемам в экономике у нас всегда есть оправдание: «могло быть хуже». Правило третье - «хочу быстро»! Оно значит, что мы ориентированы на быстрые решения и краткосрочное планирование. Экономические решения принимаются в последний момент, под давлением обстоятельств, на грани угадывания. В результате мы нацелены на минимизацию убытков, а не на максимизацию прибыли, на потребление, а не на сбережение и инвестирование.
Анна ДЕЙЧ