Два самых популярных в Беларуси вида страхования - автокаско и добровольное страхование медицинских расходов - становятся наиболее проблемными для участников рынка, генерируя основную долю токсичных активов.
Автокаско над пропастью. Ценовой
Автокаско - самый массовый вид страхования в Беларуси, которым сегодня занимаются 14 страховых компаний. По данным I полугодия, в сегменте для физлиц страховщики собрали 28,7 млн руб. взносов, тогда как за аналогичный период прошлого года эта сумма составила 30,5 млн. В то же время количество заключенных договоров выросло - с 25,8 тыс. до 26,3 тыс. Разбежка вроде бы незначительная, но она отражает сложившуюся на рынке негативную тенденцию: снижение средней стоимости договора и усугубление ситуации с демпингом.
«Полисы автокаско у нас стоят действительно несколько дешевле, чем должны быть, - говорит Ирина Мерзлякова, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков. - Это во многом связано с тем, что автомобили в принципе подешевели, т.е. уменьшились и страховые суммы. А вот СТО цены на свои услуги, наоборот, повысили. Да и сами страховщики в условиях жесткой конкуренции, в погоне за расширением клиентской базы идут на ценовые уступки. То есть если раньше, условно, на 100 руб. страховой суммы тариф составлял 5%, то сейчас за 50 руб. - 3%».
Низкие тарифы позволяют страховщикам быстрее пополнять оборотные средства. Однако спустя некоторое время начинается волна выплат, которые оказываются больше собранных премий, и компании начинают искать новые источники «оборотки» через демпинг. Все это приводит к тому, что работу некоторых участников рынка в этом сегменте можно назвать попросту благотворительностью. У одной компании в I полугодии выплаты составили 400% (!), у четырех - превысили 100%, еще у трех - оказались в пределах 90-100%. В целом же средний уровень выплат в этом сегменте по итогам 6 месяцев 2017-го установился на отметке 77%.
Слабым утешением может служить тот факт, что ситуация в нынешнем году складывается лучше, чем в прошлом: в I полугодии 2016 г. средний уровень выплат составлял 85%.
В сегменте автокаско для юрлиц дела обстоят еще хуже: с января по июнь средний уровень выплат превысил 90% в то же время за аналогичный период прошлого года - 84,4%. Взносов было собрано 39,6 млн руб. против 38,2 млн, количество заключенных договоров - 38,9 тыс. против 34,8 тыс.
«Проблема ценового демпинга в сегменте автокаско усугубляется с каждым годом, - говорит Виктор Лаврусенко, генеральный директор компании «Белросстрах». - Бюджетный автомобиль сегодня можно застраховать от 180 долл., в то же время покраска одного элемента (!) корпуса стоит около 300 долл. При ДТП какой-либо элемент автомобиля обязательно страдает. О какой прибыли можно говорить, если сумма выплаты уже за один элемент в данном случае выше, чем стоимость страхового полиса?»
По словам экспертов, доля каско в портфелях отечественных страховых компаний составляет более 50%. Таким образом, уже сейчас на горизонте маячит угроза неплатежеспособности рынка в целом.
С подобной ситуацией пару лет назад столкнулись и наши восточные соседи - в России. Но они смогли ее перебороть: например, стоимость страховки Volkswagen Polo 2017 г. выпуска у них сейчас 7-11% от цены автомобиля, а в Беларуси - 3-5%. На Украине, где ситуация с низкими тарифами автокаско также была неблагоприятной, страховщики начали постепенно увеличивать стоимость полисов. Сейчас автокаско там стоит примерно на 15-20% больше, чем в нашей стране.
Как считают участники рынка, в Беларуси решить проблему автокаско будет непросто: в России и на Украине компании смогли договориться во многом благодаря тому, что все они находятся примерно в одинаковых условиях. У нас же наличие государственных и частных компаний и, соответственно, разные условия работы для них пока не дают возможности решить этот вопрос. То, что для частной компании является демпингом, для госстраховщика - вполне адекватными тарифами.
По мнению многих экспертов, ситуация на рынке близка к критической и сбалансировать ее может только вмешательство регулятора, который установит минимально допустимые тарифы для этого вида страхования.
Медцентры диктуют условия
Рынок страхования медицинских расходов получил серьезный толчок к развитию три года назад - с 1 июля 2014 г., когда организациям-страхователям дали право включать в затраты страховые взносы по ДСМР своих работников независимо от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.
Субъекты хозяйствования все чаще рассматривают оплату полисов ДСМР для своих работников как основную составляющую социального пакета. Это повышает престиж компании на рынке труда, стимулирует персонал к более продуктивной работе, снижает текучку кадров. А затраты компаний компенсируются налоговыми льготами: например, не нужно платить отчисления в фонд соцзащиты.
Выравнивание условий налогообложения для субъектов хозяйствования государственной и частной форм собственности вызвало взрывной рост сбора премий в этом секторе страхования, который продолжается и до сих пор. Так, у 11 страховых компаний из 12, работающих в этом сегменте, количество застрахованных лиц в I полугодии 2017 г. выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем у некоторых - в разы! Общее число застрахованных за указанный период составило 278, 7 тыс. против 215,2 тыс. Объемы взносов выросли с 33,4 млн руб. в 2016-м до 43,2 млн в нынешнем году.
Конечно, количество выплат тоже увеличилось - с 346,7 тыс. до 442,3 тыс., а также выросла их сумма - с 17,5 млн до 22,5 млн. Но при этом уровень выплат, в отличие от каско, в среднем по рынку остался прежним - 53%, хотя у двух компаний он превысил 100%.
«По итогам прошлого года добровольное страхование медицинских расходов было одним из драйверов роста всего страхового рынка, - отмечает Ирина Мерзлякова. - Но речь идет именно о ДМСР для юрлиц, которые страхуют своих работников».
Действительно, из 12 страховых компаний только 6 - «Белгосстрах», «Промтрансинвест», «ТАСК», «Ингосстрах», «Кентавр» и «Гарантия» - согласны работать с физлицами напрямую, при этом стоимость полиса зачастую вырастает в разы.
Это не случайно. Как отмечают эксперты, ДМСР, как и автокаско, не является особенно прибыльным сегментом для страховщиков: хорошо, если удается сработать «в ноль» и покрыть расходы. Причина - в политике медицинских центров, куда обращаются белорусы. Цены на их услуги снова начали активно расти после небольшого затишья в 2015-2016 гг. Как говорят страховщики, зачастую человека со страховкой там стараются «раскрутить» на максимально возможную сумму - пришел на УЗИ почек, ушел с МРТ головного мозга.
«На Западе есть жесткие протоколы страховых компаний. Если человек обращается с болью в руке - то смотрят только руку. У нас же пока получается, что условия страховщикам диктуют медицинские центры. Но, думаю, ситуация будет скоро меняться», - резюмирует Ирина Мерзлякова.
Анна ДЕЙЧ