Как предприятие из небольшого белорусского города стало крупнейшим поставщиком соли на российском рынке. ОАО «Мозырьсоль» - уникальное для Беларуси предприятие, крупнейший на территории СНГ и Восточной Европы производитель вакуум-выварочной соли класса «экстра» - в этом году отмечает 35-летие.
Продукция ОАО «Мозырьсоль» под торговыми марками «Золотой зубр», «Полесье», «Белорусская», «Морская плюс», Salero хорошо известна отечественным и зарубежным потребителям. На белорусском рынке конкурентов у предприятия в принципе нет, да и в России, по крайней мере в ее европейской части, в сегменте соли класса «экстра» доля мозырских солеваров в зависимости от региона составляет от 60 до 80%. Причем в последние годы объемы продаж на российском рынке прирастают на 8-10%.
Резервы эффективности
Геннадий Андреевич Богдан возглавил предприятие в 2012 г. Под его руководством в Мозыре была проведена масштабная модернизация, так что за 5 лет отечественная пищевая промышленность получила значительно обновленное современное энергоэффективное производство соли «Экстра». Освоен выпуск новых видов востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции. И хотя специфика производства соли в силу достаточно низких рыночных цен на нее ограничивает объемы выручки, предприятие является устойчиво прибыльным. В среднем за год ОАО «Мозырьсоль» продает готовой продукции на 40-45 млн долл., при этом чистая прибыль составляет 6-7 млн. Почти 1000 работников получают достойную заработную плату, средний размер которой в целом по предприятию уже перевалил за 1 000 руб. Причем рост зарплаты осуществляется за счет повышения производительности труда.
- Что знает о соли рядовой потребитель? То, что она соленая, да еще, пожалуй, может сказать, что есть соль каменная, морская, или йодированная, крупного или мелкого помола… Мало кто задумывается о качестве соли, которую использует для приготовления пищи, и уж совсем редко представляет специфику этого производства, - говорит Геннадий Богдан.
Действительно, технология добычи вакуум-выварочной соли - сложна и энергоемка. Достаточно сказать, что подобных предприятий в Советском Союзе было всего три. Добыча соли производится бесшахтным способом - подземным растворением водой соленых пластов. Полученный таким способом кондиционный рассол поднимается на поверхность и далее через подземные рассолопроводы подается на основную площадку, где происходит его очистка, упаривание, сушка и транспортировка в цех фасовки и затаривания. Благодаря высокой степени очистки, предприятие производит продукт с содержанием основного вещества - хлорида натрия - не менее 99,7%.
- Процесс производства соли достаточно энергоемкий. Раньше, когда в качестве основного топлива мы использовали природный газ, энергетическая составляющая в себестоимости продукции достигала 50%, - поясняет директор предприятия. - Но если российские производители соли закупали газ по 70 долл. за 1 000 м³, то нам он обходился по цене до 340 долл. за 1 000 м³. Учитывая большой объем потребления газа (на предприятии имеется собственная крупная котельная), мы начали проигрывать ценовую конкуренцию российским компаниям.
В 2016 г. ОАО «Мозырьсоль» приняло решение о переходе на использование в качестве топлива топочного мазута. Так как его цена значительно ниже, чем газа, а производитель топлива находится в том же городе, что позволило снизить транспортную составляющую, это решение стало правильным. Получить разрешение, по словам Геннадия Богдана, было нелегко, поскольку данный вид топлива менее экологичный. Но в результате выбросы вредных веществ существенно не выросли, а предприятие стало работать намного эффективнее - долю энергоносителей в себестоимости конечной продукции удалось снизить на 15%. Благодаря этому, ОАО «Мозырьсоль» в некоторых странах смогло значительно нарастить объемы продаж. И даже вернуться на рынки, с которых ранее пришлось уйти по причине низкой рентабельности!
На предприятии постоянно ищут резервы повышения эффективности. Одним из них может стать… обычная вода. Дело в том, что «Мозырьсоль» - крупнейший в городе потребитель воды (около 10% в общем водопотреблении Мозыря). Ежегодно здесь используется 700 тыс. куб. м питьевой воды. Это больше, чем потребляет один из крупнейших в стране производителей пива - завод «Крынiца»! Один кубометр обходится предприятию в 1,9 руб. Между тем расчеты показывают, что использование собственных водозаборных скважин могло бы уменьшить стоимость водных ресурсов до 50 коп. Если этот проект будет реализован, то себестоимость продукции удастся снизить как минимум на 3,5%.
Модернизация ради качества
- Когда нам доводили объемы производства исходя из показателя 100%-ной загрузки мощностей, честно говоря, мы не были уверены, что справимся, - вспоминает генеральный директор предприятия. - Но, видимо, действительно, если человек прилагает все силы для достижения результата, то даже Бог будет ему помогать. Несколько лет назад мы рискнули и приобрели высокопроизводительное оборудование для выпуска новой продукции - посолочно-нитритной смеси, которая используется при изготовлении копченостей, колбасных, ветчинных изделий и других мясопродуктов. В Беларуси ее продажи пошли очень успешно, но российский рынок долгое время для нас был закрыт - местные мясокомбинаты предпочитали покупать импортные аналоги. И вдруг случилось так, что российское правительство запретило импорт этой продукции из стран, попавших в «санкционный список». Мы же, совместно с московским ВНИИ мясной промышленности имени В.М. Горбатова, разработали инструкцию по применению нашей посолочно-нитритной смеси и оперативно предложили ее российским потребителям. Сегодня наши мощности полностью загружены, а годовой объем производства всех видов продукции составляет 480 тыс. т.
Одной из особенностей производства вакуум-выварочной соли является агрессивная среда, из-за которой происходит интенсивное разрушение оборудования и металлоконструкций. 35 лет - возраст для любого предприятия совсем небольшой, по обычным меркам оно может считаться даже молодым. Но на ОАО «Мозырьсоль» за эти годы уже произведена замена части оборудования, ограждающих конструкций зданий и корпусов основного производства. Коррозию не выдерживает даже арматура в железобетонных изделиях!
- В СССР минимальная рентабельность для предприятий, подобных нашему, была установлена в размере 40%, - отмечает по этому поводу Геннадий Богдан, - чтобы они могли поддерживать воспроизводство основных фондов. И хотя за последние годы мы существенно обновились, фактически работы по реконструкции и модернизации оборудования ведутся непрерывно. Например, сейчас думаем о замене сушильных установок. Для нас это очень серьезный проект, так как стоимость одной такой установки - примерно 1 млн евро, а их нам нужно две. Но именно благодаря этой работе я могу с уверенностью сказать, что и экономическая составляющая, и культура производства у нас на порядок выше, чем на аналогичных предприятиях в России и Украине.
Качество мозырской соли признают даже конкуренты. Исследования показали, что содержание собственно соли (NaCl) в ней составляет 99,7%, а ее качество подтверждается многими сертификатами, в том числе системы менеджмента безопасности пищевых продуктов FSSC 22000. Кроме того, ведется большая работа по диверсификации производства и налаживанию выпуска новой продукции, например, приправ под брендом Salero, которые не содержит искусственных добавок, красителей и усилителей вкуса. Под этим же брендом на рынок выведена экологически чистая гранулированная соль для посудомоечных и стиральных машин. При этом большое внимание уделяется упаковке. Ее дизайн недавно изменился, став более современным и отражающим ценности предприятия - неизменные традиции вкуса и качества, а также экологичность. Решение вполне разумное, поскольку на рынке такой продукции как соль очень сложно опередить конкурентов, и приходится бороться за место на полке.
Не солью единой
Руководство ОАО «Мозырьсоль» прекрасно понимает, что складывать все яйца в одну корзину в наше время - неразумно. Тем более что рынок соли (в том числе российский - стратегический для предприятия) становится все более конкурентным. В ближайшее время в Подмосковье должен начать работу новый завод компании «Руссоль», что еще больше обострит конкуренцию. Выход из этой ситуации Геннадий Богдан видит в том, чтобы выходить на «смежные» рынки и производить продукцию с большей маржинальностью.
Одним из таких продуктов, как уже отмечалось, для предприятия стала посолочно-нитритная смесь. Ее производство достигло 25 тыс. т - в 3,3 раза больше, чем в прошлом году. Но еще более перспективным продуктом становится таблетированная соль, предназначенная для подготовки и умягчения воды, которая позволила ОАО «Мозырьсоль» выйти на емкий и платежеспособный рынок систем отопления и водоподготовки. Доля этой продукции в общем объеме производства составляет 19%. По сравнению с прошлым годом ее выпуск вырос всего на 10%, но в денежном эквиваленте это очень серьезный плюс. Динамика продаж затаренной таблетированной соли в мешках составляет 107,5%!
Не случайно в развитие данного производства сейчас вкладываются значительные ресурсы. Уже приобретены две новые машины для таблетирования соли немецкой компании KILIAN - ведущего мирового поставщика таблеточных прессов. В ближайшее время планируется закупить еще одну. Вместе с действующими таких машин будет уже 7, но процесс расширения производственных мощностей будет продолжаться. Приобретается также новая автоматическая линия расфасовывания и упаковывания таблетированной соли в ламинированные полипропиленовые и тканые полипропиленовые мешки с полиэтиленовым вкладышем.
- Коллектив нашего предприятия проделал большую работу по повышению конкурентоспособности, - говорит Геннадий Богдан. - Модернизация производства сделала нас более мобильными, позволяя гибче и быстрее реагировать на изменения рыночной ситуации, выстраивая адекватную маркетинговую политику. Новые технологии и современное оборудование дают возможность выпускать продукцию высокого качества. Кстати, в этом году мы расширили действие международного сертификата качества FSSC 22000 на производство приправ и посолочно-нитритной смеси. Мы также стали по-настоящему клиентоориентированным предприятием, что отмечают наши постоянные клиенты.
Подтверждением этих слов являются многочисленные награды конкурсов, выставок и премии, полученные предприятием и его руководителем. Только по итогам 2016 г. ОАО «Мозырьсоль» стало победителем конкурса «Работодатель года» среди предприятий Гомельской области, лауреатом конкурсов «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Продукт года». А лично Геннадий Богдан удостоен звания «Человек года», с чем мы его искренне поздравляем!
Николай ЗАГОРСКИЙ