fbpx

Без диверсификации рынков коренные проблемы отрасли не решить. На коллегии Минпрома Беларуси, которая прошла на Минском моторном заводе, были проанализированы результаты работы отрасли за I полугодие, обсуждены пути решения проблем и намечены ориентиры на ближайшее будущее.

Александр АЛЕСИНВ целом все хорошо, но…

В справке к заседанию коллегии говорится, что в I полугодии объем производства промышленной продукции предприятиями Минпрома в действующих ценах составил 5,12 млрд руб. (рост к соответствующему периоду 2016 г. - на 26,1%). На 1 июля запасы готовой продукции - 884,6 млн руб., соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства - 104,6% при задании 150%. Но есть и ряд нерешенных задач.

Тон обсуждению задал министр промышленности Виталий Вовк. Он сообщил, что по ключевым показателям поставленные перед ведомством задачи выполнены. За I полугодие предприятия Минпрома экспортировали продукции почти на 2 млрд долл. А по итогам 9 месяцев ожидается увеличение экспорта до 2,9 млрд. Это обеспечило выполнение предприятиями министерства фактически всех запланированных показателей социально-экономического развития по результатам 6 месяцев текущего года. «Пока не удалось выйти на хорошие показатели по снижению складских запасов, темпам роста производства на ряде предприятий, снижению издержек и росту уровня заработной платы», - отметил глава ведомства.

И хотя цифра просроченной дебиторской задолженности снижается, в некоторых регионах, в том числе на «наших старых традиционных рынках», есть серьезные вопросы.

Рассматривая ситуацию в целом, В. Вовк резюмировал: «Если оценивать 2013 г. (интересно, что развитие промышленности Советского Союза всегда сравнивали с 1913 г., а мы свое - с самым удачным для нашей промышленности 2013-м), мы упали, структура производства поменялась, гамма выпускаемой продукции».

Проблемы отрасли не новы

С основным докладом на коллегии выступил заместитель министра промышленности Александр Огородников, который более глубоко раскрыл затронутую проблему. Он сообщил, что в целом по итогам полугодия экспорт продукции подведомственных предприятий увеличился на 35,9%. Их изделия в отчетном периоде поставлялись в 91 страну. При этом рост поставок на рынки стран дальнего зарубежья составил 21,3%. Прежде всего, за счет наращивания продаж в Европу (10,3%), Азию (62,7%), Африку (в 3,2 раза).

Поквартальный анализ экспорта с начала года показывает, что хорошая динамика была обеспечена за счет низкой прошлогодней базы. В I квартале рост составил 40,3% (объем поставок 870,7 млн долл.), во втором - 32,6% (1 101,4 млн долл.), а вот в III ожидается существенно более низкая динамика - +5% (979,4 млн).

Старая песня на новый лад

Снижение экспорта в денежном выражении за отчетный период, в частности, показали Белорусская металлургическая компания (почти на 37 млн долл.), МТЗ (36 млн), МАЗ (11,5 млн) и «Амкодор» (10 млн).

Не удалось предприятиям отрасли достигнуть и заданной региональной структуры загранпоставок: 30/30/30 (экспорт по 30% в ЕАЭС, ЕС и дальнее зарубежье). И хотя в этом году начаты поставки на новые и перспективные рынки 46 стран, ряд предприятий ничего не сделал в этом направлении лишь три холдинга - БМК, БелАЗ и «Интеграл» - выполнили задание по диверсификации за счет выхода на новые перспективные рынки.

По-прежнему основным рынком сбыта для многих заводов Минпрома остается Россия, в общем объеме экспорта ее доля даже выросла с 57 до 59%. Доля стран СНГ без учета РФ составляет 13,6%. Удельный вес вместе взятых государств Европы, Азии, Африки и Америки - 27,3% экспорта.

Теряем позиции на российском рынке

Согласно данным агентства «Автостат», в июле МАЗ реализовал в РФ 310 грузовых автомобилей (на 1,9% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и опустился на 8-е место по продажам на российском рынке.

До февраля 2017 г. на протяжении ряда лет Минский автозавод по уровню продаж транспортных средств на рынке соседней страны занимал 3-е место вслед за КамАЗом и ГАЗом. Однако начиная с весны, его начали теснить немецкий Mercedes, шведские Scania и Volvo и японская Isuzu.

По словам генерального директора МАЗа Дмитрия Катеринича, беда в том, что многие западные компании создали в России сборочные производства и «решили проблему с попаданием в госпрограммы субсидирования».

А вот МАЗ, для которого российский рынок остается ключевым, туда не пускают, хотя на его грузовиках стоят двигатели ярославского завода, коробка передач тоже российская и металл покупается в РФ.

Д.Катеринич уповает на то, что у Беларуси с Россией единое экономическое пространство и надеется на переговорах донести свою позицию до российской стороны.

Еще одной серьезной проблемой для МАЗа на российском рынке является просроченная дебиторская задолженность местных клиентов.

Впрочем, как отметил в своем докладе А.Огородников, это больное место всей отрасли. Внешняя «дебиторка» хотя и сокращается, но остается весьма существенной: с 312,3 млн долл. на 1 января 2017 г. она снизилась до 305,6 млн на 1 июля.

Складские запасы не убывают

Неудовлетворительной остается и величина запасов готовой продукции на предприятиях Минпрома. И хотя произошла их стабилизация на уровне 900 млн руб. (105-107% к среднемесячному объему производства), удельный вес запасов со сроком хранения более года все еще велик.

Практически половина таких запасов (104,9 млн руб.) приходится на продукцию БелАЗа, у МТЗ больше года хранится на складах изделий на сумму 37,2 млн руб., у МАЗа - 22,3 млн, Минского часового завода - 10,2 млн. В этом плане в положительную сторону выделяется ЗАО «Атлант», у которого вообще нет запасов со сроком хранения больше года.

Суммарная чистая прибыль предприятий Минпрома в январе-августе составила 104 млн руб., что можно считать определенным достижением, поскольку три последних года с этим были проблемы. Однако не выполнен показатель по сокращению уровня затрат. При задании на I полугодие снижения на 1,5% фактически обеспечили - 0,3%.

Во многом из-за этого остаются убыточными 42 предприятия Минпрома против 104 в начале 2015 г., причем темпы снижения явно замедлились.

Выживаем… вопреки

Оценивая проделанную Минпромом работу, заместитель премьер-министра Владимир Семашко поблагодарил работников ведомства за существенный вклад, который они внесли в ВВП. И пусть нынешний успех достигнут на фоне падения в предыдущие периоды.

«Мы выжили не благодаря созданным макроэкономическим условиям, а вопреки. Мы доказали свою живучесть», - подчеркнул вице-премьер. И поставил задачу сохранить темп роста объемов промышленного производства: «В справке к заседанию коллегии написано, что предприятия Минпрома планируют выйти на индекс физического объема - 111% по итогам 9 месяцев. 113% должно быть! Вы не должны ниже опускаться».

Александр АЛЕСИН