В проекте Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г. упущен важный момент, связанный с развитием у белорусских бизнесменов, менеджеров и чиновников межличностных навыков (soft skills), во многом определяющих как их личный успех, так и успех возглавляемого ими бизнеса.
Президент Беларуси 31 августа 2017 г. в ходе совещания по проблемам автомобилестроения спросил ученых, сообщивших ему, что они могут сделать лучшую в мире батарею для электромобиля: почему они не создают ее? «Что для этого надо - люди, деньги, компетенции?» - задал вопрос глава государства.
Александр Лукашенко не случайно использовал слово «компетенции», которое в последнее время стало очень модным. В науке об управлении даже возникло новое направление, согласно которому эффективность менеджера определяется по межличностным навыкам (компетенциям), характеризующим качества личности, необходимые для взаимодействия с другими людьми, построения с ними хороших отношений и достижению успеха в обществе. Данные компетенции принято называть «мягкими навыками» - soft skills. Они обычно противопоставляются жестким компетенциям (hard skills), т.е. техническим навыкам и умению выполнять определенные функциональные задачи. Ученые Гарвардского университета и Стендфордского Исследовательского Института считают, что успех менеджеров сегодня на 85% зависит от того, как они владеют не техническими, а именно межличностными навыками (см. «Директор» №8 за 2017г., ст. «IT-страна: технологии или менеджмент?»).
От Конфуция - к Конституции
Общепринятого перечня межличностных навыков нет. К ним обычно относят: коммуникационные навыки, способность сочувствовать и сопереживать другим людям, способность сотрудничать и вести переговоры, готовность решать проблемы, здравый смысл, умение работать в команде, ставить цели и видеть будущее, знание этикета, рабочую этику и т.д. При этом представления о положительных межличностных навыках имеют ценность не сами по себе, а лишь в том случае, если они распространены в обществе и люди руководствуются ими в своей деятельности, что и обеспечивает им личный успех.
Так, например, Конфуций примерно за 500 лет до нашей эры разработал теорию гуманного управления, согласно которой правитель и его помощники должны обладать мудростью и добродетелью. Но он сетовал, что ему никак не удается найти правителя, который смог бы прислушиваться к советам. Только где-то через два с половиной столетия нашелся император (Лю Бан), сделавший взгляды Конфуция государственной идеологией Китая. Знание моральных норм конфуцианства со временем стало обязательным при сдаче государственного экзамена чиновниками, а следование им - обязательным условием их личного успеха. В современном Китае такого экзамена нет, но действующие механизмы отбора во власть также требуют наличия у кандидатов качеств, соответствующих нравственным нормам, близким к взглядам Конфуция. Кроме того, конфуцианство давно стало важным элементом культуры этой страны благодаря множеству социальных механизмов, обеспечивающих поддержание культурных традиций.
В процессе развития цивилизации появились и другие механизмы внедрения в общество определенных навыков управления, связанных с нравственными принципами. Некоторые этические нормы из религий и систем философских взглядов в ряде стран даже были закреплены в Конституции.
Что касается современных представлений о межличностных навыках (soft skills), то они распространяются, в частности, посредством проведения различных бизнес-тренингов, курсов личностного роста и развития.
Некоторые механизмы внедрения набора мягких навыков существуют и в Беларуси. В частном порядке этим занимаются небольшие компании и отдельные преподаватели. Но имеются и другие механизмы формирования нужных качеств у управленцев, причем на государственном уровне. Например, это система Единого перспективного кадрового резерва Республики Беларусь, который формируется в соответствие с Указом Президента от 26 июля 2004 г. №354. Есть и просто резерв руководящих кадров. Люди из данных реестров получают преимущества при назначениях на должность. При этом к ним предъявляются самые разные требования, учитывающие как деловые, так и личные качества. Это, в частности: профессиональная компетентность, умение работать с людьми, активная гражданская позиция, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, исполнительность и т.д. Существует специальная система обучения руководящих кадров, главным элементом которой является Академия управления при Президенте. Есть также государственный НИИ теории и практики государственного управления Академии управления и частный Институт приватизации и менеджмента.
Таким образом, в нашей стране существует механизм внедрения определенных нравственных качеств в органы управления, а также в частный бизнес. Вот только Конфуций написал несколько книг по своей нравственной системе, а все нравственные требования, предъявляемые к белорусским чиновникам и бизнесменам, как кажется, можно разместить на одной страничке. К тому же нравственные моменты в белорусских механизмах воспитания управленцев и бизнесменов не выделены отдельно, а идут вместе с массой других нужных им качеств. В существующих механизмах формирования власти нравственные моменты хотя и имеются, проработаны явно недостаточно. В результате получается, что действия чиновников и законодательные акты не связаны с какой-то единой четкой и детальной системой нравственных принципов (все это описано в цикле статей, опубликованных ранее в журнале «Директор», начиная с №7 за 2016 г.).
Нужно менять стратегию
Чтобы понять, к каким последствиям это приводит, можно проанализировать проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г., разработанный Министерством экономики с участием белорусских бизнес-союзов.
Целью Стратегии указано формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, в частности, повышение его конкурентоспособности. Но при этом меры, которые предусмотрены данным документом, направлены в основном на создание условий для профессиональной деятельности предпринимателей, т.е. на облегчение использования их навыков, относящихся к hard skills, а также на развитие этих качеств. Бесспорно, делать это необходимо, но «профпригодность» руководителя - только часть качеств, необходимых для успеха в современном бизнесе.
Развивать навыки soft skills в Стратегии не планируется, хотя некоторые предусмотренные в ней меры относятся к данной сфере компетенций. Поэтому можно сразу сказать, что заявленную цель - повышение конкурентоспособности - Стратегия не выполнит, так как уровень управляющих и бизнесменов Беларуси по их soft skills намного ниже, чем у конкурентов за рубежом, а Стратегия этот уровень не повысит.
В какой-то мере конкурентоспособность белорусского малого и среднего бизнеса в случае реализации Стратегии, конечно, вырастет, однако в целом он останется неконкурентоспособным. Степень отставания сейчас сложно оценить, но судя по исследованиям американских ученых, обнаруживших, что 85% успеха менеджеров определяется именно межличностными навыками, речь идет не о единицах, а о десятках процентов.
Американские ученые сравнили значимость soft skills и hard skills, но, насколько мне известно, никто не исследовал важность отдельных составляющих soft skills, в частности, нравственных навыков по сравнению с навыками других видов. Более того, нет исследований и соотношения механизмов внедрения навыков, используемых в разных странах. Неизвестно и то, как соотносится существующая в Беларуси система механизмов внедрения этики в управление с лучшими мировыми практиками, в том числе с китайской и американской.
Но отсутствие подобных знаний не означает, что можно просто опустить руки и ничего не делать. Следует провести исследования и получить необходимые данные. Специалистов по управлению в Беларуси хватает, значит, надо найти деньги и поставить перед ними цель.
Владимир ТАРАСОВ