fbpx

Беларусь стремится ускорить модернизацию энергетических мощностей и увеличить долю местных видов топлива (МВТ) и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Эти меры направлены на повышение энергоэффективности национальной экономики и энергетической безопасности страны. Активную помощь в реализации этой задачи готовы оказать немецкие компании.

Татьяна МАНЕНОКВ частности, об этом шла речь в Минске на конференции «Строительство биоэнергетических, фотовольтаических и ветроэнергетических установок и энергоэффективные решения для промышленности». Мероприятие организовало Представительство немецкой экономики в Беларуси совместно с компанией Еnergiewaechter GmbH при поддержке Немецкого союза промышленно-торговых палат в рамках экспортной инициативы «Энергетика» Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ.

Солнце, ветер и вода…

Развитие ВИЭ в нашей стране направлено на достижение важной цели: снижение зависимости от поставок «голубого топлива» из России. «Беларусь является энергозависимым государством - доля использования импортируемого природного газа при производстве тепловой и электрической энергии достигает 95%. Именно поэтому вовлечение в баланс ВИЭ является для нас одной из стратегических задач», - подчеркнула заместитель министра энергетики Беларуси Ольга Прудникова.

По Стратегии энергобезопасности в Беларуси к 2030 г. в энергетическом балансе природный газ должен составлять 52%, ядерная энергетика - 12, а ВИЭ - 8%. При этом в 2016 г. доля ВИЭ в валовом потреблении топливно-энергетических ресурсов достигла 5,9%. К 2020 г. этот показатель увеличится до 6%, а к 2025 г. - до 7%.

По словам О. Прудниковой, национальное законодательство - одно из самых прогрессивных в области стимулирования и развития ВИЭ на постсоветском пространстве. Если мощность всех построенных в Беларуси в 1994-2015 гг. энергоустановок составляла 87,5 МВт, то в 2 последующих года - уже 113 МВт.

На 1 января 2017 г. мощность установок по использованию ВИЭ в Беларуси достигла 186,2 МВт - 1-2% всей вырабатываемой отечественной энергии (для сравнения: в 2011 г. - 0,2%), в том числе гидроэлектростанций - 33,63 МВт, ветроэлектростанций - 70,4, фотоэлектрических станций - 50,9, биогазовых электростанций - 24,4, электростанций, использующих древесное топливо и другие виды биомассы, - 6,6 МВт. Всего на начало года насчитывалось 18 биогазовых установок, 50 гидроэлектростанций, 77 ветроэнергетических установок и 40 фотоэлектрических станций.

Ранжированные стимулы

По оценкам Минэнерго, в Беларуси к 2020 г. суммарная мощность установок, производящих «зеленую энергию», приблизится к 1 000 МВт. «Чтобы обеспечить гармоничное развитие всех видов энергоисточников в стране и применение ВИЭ, необходимы дополнительные меры по регулированию суточного графика нагрузок и баланса мощностей в системе, а также увеличение электропотребления», - отметила О. Прудникова. Сейчас рассматриваются вопросы совершенствования законодательства по ВИЭ. В перспективе следует активизировать их использование с учетом рыночных механизмов стимулирования.

Сегодня развитие «зеленой энергетики» в Беларуси регулируют 6 нормативных актов. Главный из них - Закон «О возобновляемых источниках энергии», принятый в декабре 2010 г.

Начальник управления стратегического развития ГПО «Белэнерго» Андрей Негодько подчеркнул, что этот документ гарантировал право на подключение к государственным энергетическим сетям установок по использованию ВИЭ, а также покупку государственными энергоснабжающими организациями всей произведенной из них энергии.

При этом законодательством установлено, что в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ тарифы на энергию устанавливаются на уровне тарифов для промышленных предприятий (сейчас - 10,6 цента за 1 кВт∙ч) с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида источников. В последующие 10 лет покупка энергии осуществляется с применением коэффициентов, стимулирующих использование ВИЭ. Для производителей «зеленой энергии» введены налоговые льготы, предусмотрена возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин ввозимого в страну технологического оборудования.

По словам А. Негодько, принятие закона не сразу подстегнуло развитие «зеленой энергетики» в Беларуси. Потенциальных инвесторов насторожил тот факт, что не были зафиксированы тарифы на ВИЭ. Тем не менее в 2013 г. началось бурное строительство солнечных и ветряных установок. Как следствие, возросли затраты организаций «Белэнерго», которые покупают эту энергию по льготным тарифам. Чтобы не допустить их банкротства, скорректировали правила развития ВИЭ.

Зеленая энергетика

В мае 2015 г. в Беларуси был принят Указ №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии». Документ предусматривает дифференциацию повышающих коэффициентов не только с учетом вида ВИЭ, но и параметров установок (электрическая мощность, срок службы оборудования на дату ввода в эксплуатацию и др.). То есть установки, которые ранее эксплуатировались, получали меньший повышающий коэффициент.

«Повышающие коэффициенты были зафиксированы на 10 лет, но основным условием стало соблюдение потенциальными инвесторами заявленных сроков строительства установок. То есть, если они нарушают обязательства, то период применения повышающего тарифа может быть сокращен», - заметил А.Негодько.

Также указом введены квоты на строительство установок по использованию ВИЭ на конкурсной основе, которые теперь на 3 года устанавливает и распределяет правительство с возможностью ежегодной корректировки по видам (энергия солнца, ветра, воды или биогаз). Это позволяет определить экономически оправданные объемы строительства, исключить чрезмерное развитие отдельных направлений и выбрать наиболее совершенные установки.

Поскольку наибольшим спросом пользуются ветроэнергетические установки и солнечные электростанции, то повышающий коэффициент для них снижен. Что касается ГЭС, то при распределении квот на их строительство в 2015 г. спрос был крайне низким, поэтому в 2016 г. повышающие коэффициенты увеличили.

При этом в 2015-2016 гг. не изменились коэффициенты для энергоустановок, использующих древесную массу. А вот для биогазовых установок в прошлом году их немного повысили. Для солнечных станций условия заметно изменились: если в 2015 г. повышающий коэффициент был 2,1-2,3-2,5 (в зависимости от мощности станции), то в 2016 г. его снизили до 2-1,7 и 1,5.

Поучительный опыт Германии

Посол Германии в Беларуси Петер Деттмар подчеркнул, что «для наших стран, не богатых собственными ресурсами, вопросы энергетики наиболее актуальны». Тем более что конкурентоспособность промышленных предприятий Германии и Беларуси во многом зависит от энергоэффективности.

Он также отметил, что долгосрочная и стабильная энергетическая политика должна ориентироваться на снижение использования ископаемых ресурсов.

После катастрофы на Фукусимской АЭС Германия начала так называемый энергетический поворот. Это - энергетическая концепция, сформулированная руководством страны до 2050 г. Документ предусматривает сокращение выбросов парниковых газов (на 40% - до 2020 г., на 80% - до 2050 г. по сравнению с 1990 г.), объемов потребления первичной энергии (на 20% - к 2020 г., на 50% - до 2050 г. по сравнению с 2008 г.)., а также повышение доли ВИЭ в общем объеме конечного энергопотребления (на 18% - до 2020 г.). К 2050 г. в Германии планируется увеличить долю ВИЭ в энергоснабжении до 80%.

За последние 3 года инвестиции в установки на ВИЭ во всем мире превысили работающие на традиционных источниках. «В этом Германия усматривает необратимость энергетического поворота, - весь мир будет идти по этой модели», - отметили немецкие участники.

В 2016 г. в Германии все установки по использованию ВИЭ выработали около 37% электроэнергии.

Глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский обратил внимание на то, что одним из основных факторов снижения энергоемкости ВВП для нашей страны является повышение эффективности промышленного производства. Между тем потенциал малозатратных мероприятий в сфере энергосбережения практически исчерпан. Дальнейшее повышение энергоэффективности и снижение себестоимости промышленной продукции возможны путем модернизации производства.

Сегодня перед Беларусью стоит задача обеспечения энергонезависимости, поэтому ей может быть интересен и полезен опыт Германии, которая, обладая передовым научно-техническим потенциалом, реализует политику энергетического поворота от традиционных источников энергии к ВИЭ.

Татьяна МАНЕНОК