1 июля работники потребкооперации отметили свой профессиональный праздник - День кооперации Республики Беларусь и Международный день кооперации. В связи с этим мы обратились к Председателю Правления Белкоопсоюза Валерию ИВАНОВУ и попросили его рассказать о настоящем и будущем системы.
- Валерий Николаевич, потребкооперация - одна из старейших организаций страны. Можно ли сказать, что ее цели и задачи за целый век - а именно такую дату система отмечает в этом году - остались неизменными? Что представляет собой торговая сеть Белкоопсоюза сегодня?
- Сегодня Белкоопсоюз - это крупная общественно-массовая организация, которая объединяет 665 тыс. пайщиков, обеспечивает занятость, социальные гарантии и стабильный доход более 70 тыс. человек. Потребительская кооперация обслуживает 3,5 млн белорусов, что составляет около 35% населения страны! Совокупный оборот организаций, входящих в систему потребкооперации, за 2016 г. превысил 3 млрд руб. (1,5 млрд долл.). Белкоопсоюз входит в десятку крупнейших налогоплательщиков страны и ежегодно формирует порядка 1% республиканского бюджета.
Торговля, с которой начиналась история белорусской кооперации, и сегодня является одним из основных видов деятельности Белкоопсоюза. Наша главная цель - максимально полное удовлетворение покупательского спроса, торговое обслуживание населения (прежде всего сельского) в соответствии с высокими современными стандартами. По количеству предприятий торговая сеть потребкооперации по-прежнему является самой крупной в Беларуси и насчитывает более 8 тыс. магазинов, причем 67% из них расположены в сельской местности. Без внимания кооператоров не остается ни один населенный пункт страны: кроме стационарных торговых объектов, 704 автомагазина 3 раза в неделю доставляют товары первой необходимости жителям более 15 тыс. деревень.
Так сложилось исторически, что кроме Белкоопсоюза ни одна из торговых организаций страны не в состоянии обеспечить возможность каждому сельскому жителю быстро, удобно, в широком ассортименте и с минимальными затратами времени приобретать нужные товары и услуги рядом с местом работы или проживания. Тем самым Белкоопсоюз решает не только важную для государства экономическую, но также и социальную задачу, которая не по силам частным торговым организациям!
- Насколько успешной является работа сети магазинов «Родны кут»? Эффективна ли система централизованных закупок Белкоопвнешторга, которая была создана Белкоопсоюзом несколько лет назад? И как вы относитесь к различным «модным» маркетинговым акциям в торговле - розыгрышам призов, картам лояльности? Используются ли они в торговой сети Белкоопсоюза?
- Торговая сеть «Родны кут» была создана в системе потребкооперации в 2011 г. Сегодня под этим брендом функционируют уже более 2,2 тыс. магазинов. Формирование данной сети - логичная стратегия развития торгового предприятия, разработанная с учетом современных тенденций потребительского рынка. В магазинах «Родны кут» есть все условия для комфортной покупки: внедрены современные технологии обслуживания, предлагается широкий ассортимент продукции по конкурентоспособным ценам.
Создание единой системы централизованных закупок через наше унитарное предприятие Белкоопвнешторг позволяет обеспечивать торговую сеть потребкооперации востребованным ассортиментом товаров по конкурентоспособным ценам. В том числе, за счет импорта продукции, которая не производится в нашей стране (рыбы, рыбных консервов, свежих и переработанных фруктов и овощей, растительного масла и др.). Оптовая система закупок также позволяет минимизировать расходы по доставке товара благодаря общим подходам к логистике поставок. В 2016 г. 13,5% нашего розничного товарооборота обеспечивалось через систему поставок оптово-логистического центра Белкоопвнешторга. Во многом именно благодаря этому, по ряду товарных позиций розничные цены у нас значительно ниже, чем у наших конкурентов - на некоторые позиции до 25%!
Что касается различных маркетинговых ходов, то это - общемировая практика работы ритейла, и в наших торговых объектах они также применяются. Во всех компьютеризированных магазинах работают дисконтные карты, разработаны специальные предложения для разных категорий покупателей. В каждом магазине имеются акционные товары со скидками, регулярно проводятся «Единый день скидок», акции и дегустации.
Но просто использовать идеи конкурентов - это неэффективный путь, особенно учитывая, что мы с ними работаем в совершенно разных условиях и несем несоизмеримые затраты по обслуживанию населения в сельской местности, охватывая каждую деревню или хутор, где порой проживает всего один человек. Поэтому мы формируем свои программы исходя из многоотраслевой деятельности нашей системы, включающей торговлю, заготовительную деятельность, дополнительные услуги. Например, любой покупатель может сдать в наш магазин овощи, фрукты или ягоды - урожай со своего участка или собранные «дары леса»: чернику, клюкву, грибы и на сумму сданной продукции приобрести необходимый ему товар, в т.ч. по сниженным ценам.
- Вы возглавили Белкоопсоюз в 2014 г. в не самый простой для организации период, когда кооперация потеряла лидирующие позиции на потребительском рынке. Поэтому, вступая в должность руководителя организации, заявили о намерении построить 55 крупных торговых центров и 90 торговых предприятий шаговой доступности. Что из намеченного уже сделано?
- Учитывая, что розничная торговля обеспечивает более 70% совокупного оборота системы потребкооперации, приоритетным для нас является развитие ее материальной базы. Поэтому Белкоопсоюз открывает все больше новых объектов, которые применяют современные методы обслуживания и технологии продаж. За последние три года нами открыто 50 крупных торговых объектов и 196 новых магазинов шаговой доступности; проведена модернизация 209 магазинов; приобретено 223 автомагазина; дополнительно закуплено 3,7 тыс. единиц холодильного оборудования; для улучшения качества торгового обслуживания в магазинах дополнительно установлено 1,7 тыс. банковских платежных терминалов.
Концепция развития торговли в системе потребительской кооперации на период до 2020 г., которая сегодня реализуется, предусматривает также размещение на крупных торговых объектах мини-пекарен и предприятий общественного питания, открытие магазинов, совмещающих торговлю и другие виды деятельности. Растет число объектов брендированной узкоспециализированной розничной сети, в том числе с участием отечественных производителей («Мясная лавка», «Горячий хлеб», аптеки, магазины строительных материалов и др.), открываются фирменные магазины и секции.
- Число жителей на селе ежегодно сокращается. Поэтому стационарные магазины райпо нередко закрываются ввиду отсутствия клиентов. В свою очередь сельчане, которых ваши автомагазины трижды в неделю обеспечивают продуктами по всей стране, являются не самыми богатыми покупателями… На одном из совещаний вы говорили, что за год автолавки «накручивают» по сельской местности расстояние в 160 млн км. Не должно ли, на ваш взгляд, государство дотировать кооперацию, выполняющую важную социальную функцию?
- Передвижная сеть потребкооперации сегодня - это 704 автомагазина, которые осуществляют торговое обслуживание более 15 тыс. сельских населенных пунктов. Из них в 14,3 тыс. отсутствует стационарная торговая сеть, а численность жителей составляет менее 200 человек. К слову, это 94% общего количества населенных пунктов! Перевозки грузов выполняются по сети автомобильных республиканских дорог общей протяженностью более 70 тыс. км.
С 2005 г. парк автомагазинов увеличился на 310 единиц, что позволило снизить нагрузку на транспортные средства и увеличить частоту заезда автолавок в населенные пункты. Места стоянок автомагазинов обозначены, но, как правило, они останавливаются и там, где необходимо покупателю. Не обходятся без кооперативной выездной торговли на различных праздниках, ярмарках, других массовых мероприятиях, устраиваемых в больших и малых городах.
Учитывая низкие объемы товарооборота в малых населенных пунктах, недостаточность валовых доходов для покрытия затрат (содержание объектов, заработная плата продавцов, расходы по доставке товаров и др.), эти магазины не могут рентабельно работать. Только по итогам 2016 г. убытки от их содержания составили около 12 млн руб. Поэтому, чтобы обеспечить стабильное торговое обслуживание сельского населения и развитие организаций потребительской кооперации, государству целесообразно было бы рассмотреть вопрос компенсации убытков, полученных Белкоопсоюзом от торговли в малых населенных пунктах. Мы не просим бесплатных денег, а просто хотим работать в одинаковых условиях со всеми участниками потребительского рынка страны!
- Валерий Николаевич, на чем кооперация в силу разных причин теряет - мы обсудили. А на чем она сегодня зарабатывает? Назовите наиболее эффективные и перспективные проекты, которые реализуются сейчас в системе Белкоопсоюза. Как складывается ситуация, например, в общепите, промышленности, заготовках?
- В общественном питании в 2016 г. темп роста составил 102,9%, в то время как в целом по Республике Беларусь - 96,8%. Сегодня потребкооперации принадлежит каждый десятый объект общепита в стране, а всего их у нас - более 2 тыс.! В весенне-летний сезон их число прирастает еще более чем на тысячу за счет мини-кафе с удлиненным режимом работы, павильонов, летних площадок и точек выносной торговли. В том числе, в системе Белкоопсоюза функционирует 126 пунктов питания придорожного сервиса.
В настоящее время активно расширяется наша сеть кафе быстрого обслуживания, организованная по принципу free-flow. Это уникальная концепция с точки зрения баланса демократичности цен и качества сервиса. Разработано и утверждено меню блюд белорусской кухни - объекты общепита в системе потребкооперации сегодня предлагают более 100 национальных блюд. Сейчас мы запускаем «пилотный» проект по созданию сети специализированных объектов с приготовлением пельменей, пиццы, блинов по особой рецептуре на виду у покупателя.
В условиях растущей конкуренции и поиска более эффективных методов обслуживания населения все более широкое распространение получают такие формы работы, как организация бизнес-ланчей, реализация готовой продукции через отделы кулинарии, проведение банкетов, фуршетов, свадеб и других мероприятий. Перспективным направлением является также открытие предприятий, осуществляющих доставку продукции собственного производства по заказам потребителей. Сейчас в нашей системе функционирует 70 таких объектов.
Что касается заготовительной деятельности, то за 2016 г. организациями потребкооперации было закуплено сельхозпродукции и сырья на сумму 235 млн руб. При этом населению за сельскохозяйственную продукцию и сырье выплачено 111,6 млн руб., что сопоставимо со среднемесячным фондом оплаты труда работников сельского хозяйства. В этом году еще до начала сезона заготовок организациями потребительской кооперации проведена договорная кампания с фермерскими хозяйствами, в результате которой заключено 433 договора на закупку 16 тыс. т сельскохозяйственной продукции. Для максимального приближения приемозаготовительной сети к местам производства продукции организована работа свыше 550 приемозаготовительных пунктов.
Производство промышленной продукции в системе Белкоопсоюза осуществляют 400 предприятий и цехов, номенклатура выпускаемой продукции которых насчитывает 3 тыс. наименований, в том числе 66 - хлебопекарных, 60 - мясоперерабатывающих, 12 - рыбоперерабатывающих, 6 - винодельческих, 2 - консервных. А также - 2 специализированные линии по выпуску быстрозамороженной плодоовощной продукции и 12 цехов по производству безалкогольных напитков.
- Белкоопсоюз не только активно работает на внутреннем рынке, но и экспортирует свою продукцию в Россию и даже страны Евросоюза…
- Действительно, наращивание и диверсификация экспорта при сохранении присутствия на традиционных рынках является первостепенной задачей нашей организации. География экспортных поставок Белкоопсоюза насчитывает 20 зарубежных стран и 54 региона Российской Федерации. За январь-май 2017 г. темпы роста экспорта к аналогичному периоду прошлого года составили 113,2%, положительное сальдо внешней торговли - 10 млн долл. Нужно отметить, что во многом положительная динамика экспорта достигнута за счет активизации отгрузки пушнины (рост экспорта в 2,6 раза).
Кстати, разведением клеточных пушных зверей Белкоопсоюз занимается с 1956 г. Сегодня эта отрасль у нас представлена шестью крупными зверофермами. Ежегодно до 90% произведенной пушнины реализуется на экспорт. Покупают белорусский мех брокеры из Китая, России, Греции, Италии и др. При этом Белкоопсоюз является не только крупным поставщиком качественного пушного сырья, но и производителем оригинальных и стильных меховых изделий. На базе Белкоопвнешторга успешно работает дизайн-центр по изготовлению собственных меховых изделий под брендом GNL. Замкнутый цикл производства позволяет обеспечивать высокое качество продукции при минимальных затратах. В 2016 г. был запущен пилотный проект, внедренный впоследствии на территории Евразийского экономического союза, по оснащению меховых изделий RFID-метками, гарантирующими их легальность и ответственность производителя за качество.
Николай ЗАГОРСКИЙ