fbpx

Веб-интеграция стала трендом в организации корпоративных информационных систем последних лет. Сегодня благодаря Всемирной паутине можно на порядок увеличить эффективность работы предприятия любого масштаба в любой сфере экономики.

Веб-интеграция  Остается только удивляться, почему интернет-интеграция получила популярность так поздно. Ведь в конце октября мировая сеть отметила свое 47-летие, а первый веб-сайт появился 27 лет назад. Эксперты утверждают, что первые шаги веб-интеграции сделала практически одновременно с появлением интернета, и что даже обычная форма обратной связи на сайте является элементом веб-интеграции.

Для чего интегрироваться?

Одно из определений этого процесса гласит: «веб-интеграция - объединение информационных ресурсов предприятия посредством интернета с целью их эффективного использования как внутри компании, так и вне ее, клиентами и потенциальными клиентами».

Богдан Коровец, директор ООО «Астроним Системс», добавляет: «Веб-интеграция захватывает разные по назначению информационные каналы управления ресурсами компании, ориентированные на разные типы целевой аудитории (клиенты, поставщики, сотрудники, партнеры), работа с которыми ведется в разных программных средах. Интеграция CMS* и CRM** затрагивает такие процессы как управление заказами, бухгалтерия и склад, резервирование продукции, отгрузки и выписка накладных. CRM и ERP*** - управление предприятием, системы учета, логистики и доставки. CMS и ERP - это лидогенерация****, внешние и внутренние коммуникации, такие как E-mail, мессенджеры, онлайн-консультанты и т.д. Вместе эти системы неразрывно связаны друг с другом и составляют единую платформу».

Основной эффект веб-интеграции - в снижении издержек и росте доходов. Б. Коровец отмечает: «Оптимизация издержек происходит за счет снижения затрат на обработку заказа, связь, маркетинговые мероприятия, а также за счет снижения стоимости расходных материалов. Увеличение дохода достигается за счет увеличения скорости работы и удобства системы для клиента, оптимизации работы с рецензиями и возвратами, обеспечения связи с внешними системами логистики и доставки, доступности актуальных данных, преимуществ электронного документооборота и аналитики. А также благодаря повышению лояльности клиента и роста повторных покупок».

Как и когда начать развивать веб-интеграцию? Анна Ольшевская, заместитель директора ООО «Информационные порталы и сервисы», приводит пример наших географических соседей: «В России новая торговая сеть сначала открывается в интернете, привлекает покупателей заказами в онлайне, а магазины открывает уже «вторым темпом». Таким образом, новички рынка получают преимущество, создавая точки продаж в тех местах, где удобнее покупателям».

B2B-интеграция

Эксперты отмечают, что в Беларуси веб-интеграция имеет специфику. У нас выход производственного предприятия в интернет чаще всего воспринимается участниками его товаропроводящей сети как создание нового мощного конкурента. Не всегда производителям удается договориться с дилерами и дистрибьюторами и по такому вопросу, как единый формат представления бренда в сети интернет. В то же время в развитых странах давно утвердилась практика, в соответствии с которой сайты дилеров должны выглядеть одинаково - в одном ключе с сайтом бренда.

Б. Коровец считает, что веб-интеграция в B2B-канале (работа с оптовиками) способствует оптимизации работы с существующими клиентами. Как говорит эксперт: «Цель B2B-интеграции - не одним махом все продать, а прежде всего наладить многовекторное партнерство с оптовиками, равномерно распределяя запасы, возможно, с квотированием всем B2B-клиентам».

Оптимизация бизнес-процессов при веб-интеграции

Оптимизация бизнес-процессов при веб-интеграции (согласно Astronim*Support)

Начальник отдела ЗАО «МиСофт НВП» Алексей Петухов подчеркивает, что в B2B одним из самых популярных решений становится «личный кабинет»: «Личные кабинеты - это не только интернет-магазины. Это актуально и для сектора B2B, где взаимоотношения с клиентами строятся на долговременной основе. Например, дилер, который имеет свой кабинет в системе дистрибьютора, может формировать в нем заказы, видеть остатки товаров в режиме реального времени и, самое главное, оценивать состояние взаиморасчетов, кредитные лимиты, отгрузки, оплаты, задолженность... Вся информация - как на ладони! Когда есть возможность оперативно получать информацию обо всех товарно-денежных потоках, это не только формирует доверие к поставщику, но и исключает необходимость в звонках и письмах для выяснения данных вопросов».

Сегодня, когда в Беларуси решены инфраструктурные вопросы, и можно подписывать и оплачивать договора через интернет, даже небольшим компаниям становится выгодно переходить к веб-интеграции.

Косвенные эффекты

Помимо прямого экономического эффекта веб-интеграции нужно принимать в расчет и косвенные. Это, прежде всего, формирование доверия к бренду или предприятию. С другой стороны, сегодня ИТ-система - еще и способ дифференцироваться, отстроиться от конкурента. А. Ольшевская отмечает: «Сегодня крайне важно отличаться от конкурентов. Мы это называем «корпоративными артефактами (IT-FACT)», которые создаются с помощью ИТ, отличают предприятие и создают его конкурентные преимущества. Чем их больше, тем лучше! Наиболее распространенные формы веб-интеграции касаются продаж, обращений, процессов, связанных со сбором и обработкой статистики и доведения информации до клиента. Много веб-интеграции идет по линии управления персоналом - подбор, обучение, сервисы для персонала. Мы делаем решения, которые автоматизируют ряд кадровых задач, начиная от подбора персонала до управления правами доступа к информационным ресурсам».

Эксперты считают, что непрямые эффекты веб-интеграции - это также укрепление и развитие собственной торговой сети, облегчение прогноза и контроль больших объемов продаж, а также широкий территориальный охват рынка за счет масштабирования ИТ-систем.

Безопасность - превыше всего!

Считается, что уязвимая сторона веб-решений - безопасность. Однако специалисты уверены, что не стоит драматизировать ситуацию. В отношении государственных организаций действует рекомендация ОАЦ - размещать ресурсы на специализированных хостинг-площадках, которые ОАЦ аттестует. Они имеют встроенные технические элементы защиты. Это немного дороже, чем неаттестованный хостинг, но оправданно с точки зрения безопасности. А. Ольшевская в этой связи отмечает: «Веб-интеграция - это облачный сервис, и по белорусскому законодательству он должен обеспечиваться с территории Беларуси. Как правило, все наши облачные операторы являются аттестованными хостинг-провайдерами ОАЦ. Защищенного хостинга вполне достаточно, чтобы не беспокоиться о той информации, которая не содержит секретов. А строго конфиденциальную информацию в Сеть вообще не выкладывают».

В современных условиях самое критичное звено безопасности - это человек. Поэтому, кстати, веб-интеграция способствует увеличению безопасности, так как из многих операций исключается человеческий фактор. Из других приемов повышения информационной безопасности эксперты отмечают: распределение системы по нескольким дата-центрам; работа сайтов по защищенному протоколу HTTPS; двойная авторизация доступа через механизм сессий; индивидуальные решения - ограничения по IP или времени доступа в систему.

Специалисты также рекомендуют провести внутреннюю экспертизу и классификацию информации, с которой работает предприятие. Эту работу должен выполнить специалист. И если в компании есть данные ограниченного доступа, то предусматривается система защиты информации (СЗИ), которая аттестовается по установленным правилам. Данная процедура недешевая, поэтому без крайней необходимости к ней стараются не прибегать.

Трудности роста

По словам экспертов, большая проблема при веб-интеграции готовых решений (например, класса ERP*) - качество данных. Достаточно распространенной является ситуация, когда базы данных заполнены недостаточно. На практике это означает невозможность веб-интеграции. Скажем, если в базе данных заполнены не все спецификации изделия, то его будет невозможно заказать через интернет.

Другая проблема - отсутствие в свободном интернет-доступе актуализированных справочников и классификаторов, таких как общегосударственный классификатор «Система обозначений объектов административно-территориального деления и населенных пунктов» (СОАТО), классификаторы специальностей и видов экономической деятельности, справочник сроков проверок и др. В результате при веб-интеграции их приходится вести самостоятельно в каждой информационной системе предприятия, что, конечно, увеличивает эксплуатационные расходы. Правда, не так давно был проведен конкурс на создание портала открытых данных, который даст возможность получать эту информацию в автоматическом режиме.


Мнение эксперта

Анна АльшевскаяАнна Ольшевская, заместитель директора ООО «Информационные порталы и сервисы»:

- Нет смысла проводить веб-интеграцию огульно. Надо понимать, какой процесс нужно перенести в интернет, и тогда будет ясно, какой экономический эффект получит предприятие. Также при веб-интеграции решается вопрос: брать готовую систему управления сайтом или заказывать под себя? Наша рекомендация - при выборе платформы брать как можно более открытую и доступную, с возможностью разработки под свои требования. Можно выбрать сложную, распространенную готовую платформу, которая уже на старте решает определенный перечень задач по относительно невысокой цене. Но если руководство предприятия захочет реализовать уникальную идею для улучшения своих рыночных позиций или оптимизации, то с готовой платформой это будет проблематично. А такие идеи очень важны для успеха бизнеса в наше динамичное время. Очевидно, что для их воплощения нужно выбрать открытую платформу, с возможностью доработки системы под свои требования. И, что немаловажно, с возможностью быстрого привлечения специалистов, знающих эту платформу, в случае необходимости. Нужно также правильно выбрать партнера-разработчика. Партнер в этом случае выбирается не на разовую разработку, а на годы. Это должна быть надежная компания с опытом работ в сфере веб-интеграции.

Алексей ПетуховАлексей Петухов, начальник отдела внедрения Торговли и CRM ЗАО «МиСофт НВП» - Центр Разработки 1C:CRM для Беларуси:

- Сегодня все больше компаний обращается к возможности реализации удаленной работы с 1С через интернет - как для своих сотрудников, так и для внешних пользователей. Удаленная работа сотрудников была распространена и раньше, но создание личных кабинетов клиентов - это относительно новый тренд. По результатам наших проектов мы ясно видим, что внедрение систем самообслуживания через интернет позволяет серьезно сэкономить время сотрудников компании. Это достигается за счет уменьшения затрат на ввод и согласование заказов, их изменение, формирование актов сверки и прочих коммуникаций с клиентом. При этом 95% операций оформляются силами внешних пользователей. Основная масса документооборота совершается без участия человека. Хотя корректировка процесса вручную по-прежнему возможна. Лично я считаю, что у подобных систем - большое будущее. Экономия на человеческом ресурсе, повышение производительности за счет автоматизации пока еще редко используется в Беларуси. И это дает серьезное конкурентное преимущество тем компаниям, которые оказываются в первых рядах веб-интеграции.

Богдан КоровецБогдан Коровец, директор веб-интегратора Astronim*:

- Эффект роста продаж в результате веб-интеграции будет наибольшим у предприятий с большим ассортиментным рядом, большим количеством контрагентов и множеством повторяемых транзакций. В первую очередь - это FMCG (товары повседневного спроса). Для сложнотехнической продукции веб-интеграция в большей степени - поддерживающая и сервисная функция. Возможно использование B2B-сайта в качестве площадки для сбора и обработки информации по клиентам и продажам, с выводом результатов в бухгалтерские и складские системы типа 1C.

Стартовый вариант веб-интеграции - «Отдел продаж на CMS сайта». Если бизнес-системы предприятия не развиты, то возможно создание на базе B2B-сайта с функцией учета лидов, клиентов и заказов. В этом случае менеджеры отдела продаж прямо со старта начинают работать с клиентами/заказами в «админке» B2B-сайта. Вариант максимальный - комплексная веб-интеграция. Это глубокая интеграция B2B-сайта с 1C и другими ERP-системами, уже в двухстороннем формате и с электронным документооборотом на уровне баз данных.

Игорь КЛОКОВ

*CMS (Content management system) - компьютерная программа для управления содержимым сайта.

**CRM (Customer Relationship Management) - класс информационных систем для автоматизации взаимодействия с заказчиками.

***ERP (Enterprise Resource Planning) - корпоративная информационная система для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов предприятия.

****Лидогенерация (leadgeneration) - маркетинговый прием для поиска клиентов по определенным контактным данным.