Кажется, ну что особенного - отель «три звезды»? Таких в Беларуси уже около двух десятков. Тем не менее, об отеле «Турист» в Бобруйске можно сказать, что свет его звезд особенный яркий, насыщенный, обладающий богатой цветовой гаммой. И виден он издалека.
Построенный в 2006 г. «Турист» стал первым трехзвездочным отелем в Могилевской области. Такой статус имеет свою привлекательность, но в качестве бизнес-идеи он нес в себе немалые риски: найдется ли в провинциальном Бобруйске столько желающих поселиться в отеле высокой категории, чтобы он приносил прибыль?
- Мы хорошо понимали, что, делая выбор в пользу трех звезд, заранее лишаем себя всякой надежды на спокойную жизнь, - рассказывает директор отеля Александра ВИНАРСКАЯ. - У нас не будет возможности, как это делают многие другие гостиницы, обеспечив приемлемый уровень сервиса и цены, просто ждать своего клиента. Нам потребуется - помимо качественного сервиса, - создать такой эксклюзив, такой фейерверк, чтобы наши звезды светили очень ярко и всеми цветами радуги. Чтобы клиент не мог их не увидеть, а увидев, обязательно пошел на их свет.
Прошло пять лет. Сегодня очевидно: опыт отеля «Турист» значительно расширяет представления о том, каким может быть современный гостиничный бизнес. Место приезжему для комфортного ночлега предоставляют все гостиницы, многие из них готовы предложить более или менее широкий набор дополнительных услуг. В «Туристе» же смогли в максимально короткий срок не только выйти на уровень лучших отелей страны по качеству сервиса, но и сформировать «полюс притяжения» клиентов за счет создания собственного туристического и оздоровительного продукта. Предложения оказались настолько привлекательными, что заинтересовали не только отечественных, но и зарубежных клиентов.
Несколько цифр: за 8 месяцев текущего года ОАО «Отель «Турист» реализовало услуг на 3829,0 млн. руб., что на 25,9% выше, чем за соответствующий период прошлого года. Наибольший удельный вес в структуре доходов занимает: предоставление номеров - 48,8%, услуги общественного питания - 28,2%, туристические услуги - 14,1%. Экспорт услуг за 8 месяцев текущего года составил 404,2 тыс. долл., темп роста по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. - 104,3%, в том числе экспорт туристических услуг - 141,3 тыс. долл., что больше соответствующего периода прошлого года на 30,2%. Показатели экономической эффективности удерживаются на хорошем уровне. Рентабельность реализованной продукции превышает 10%, рентабельность продаж составляет 8%. И это несмотря на снижение предпринимательской и туристической активности в текущем году.
Анатомия привлекательных цен
Согласитесь, звезды над отелями светят привлекательней, если стоят меньше. Прейскурант «Туриста» приятно удивляет приезжих: цифры в нем в 2-3 раза ниже, чем в столице. В Бобруйске единственный трехзвездочный отель, конечно, выставляет самый высокий ценник, но разница с другими гостиницами составляет всего 10 - 15 %. Совершенно обоснованная, подчеркнем, разница.
Уже то, что отель расположен недалеко от исторического центра города, при этом в тихом, почти без автомобильного движения месте, на живописном берегу реки Березина дает основание иметь дельту цены. У «Туриста» есть и другие серьезные преимущества: значительно более высокий уровень сервиса и просто несопоставимый с другими гостиницами выбор дополнительных услуг. По соотношению «цена - качество услуги» отель сегодня не имеет конкурентов ни в Бобруйске, ни в Могилевской области. Да, пожалуй, и в республике по этому показателю он входит в пятерку грандов.
Надо ли пояснять, что в отелях «три звезды» на сервисе не экономят. Единственный путь к демократичным ценам - снижение собственных издержек. Вот только один пример, показывающий, на каком уровне проводится эта работа в «Туристе».
В отеле 154 номера на 198 мест, которые обслуживают всего 14 горничных. Для повышения производительности их труда и качества уборки закуплена профессиональная высокопроизводительная техника «Керхер», разработаны технологические карты выполнения работ, в которых до мельчайших деталей прописаны все операции и последовательность их выполнения. Для стороннего наблюдателя процесс уборки номера напоминает работу на сборочном конвейере: та же четкость, тот же высокий ритм и гарантированный конечный результат.
Таким же образом организована деятельность всех служб отеля. По сути, это тот же современный завод, где на поток поставлено производство высококачественных услуг.
При весьма демократичных ценах отель получает хорошую прибыль, примерно треть от которой вкладывается в новые проекты и технологии, укрепление материально-технической базы предприятия, стимулирование и обучение персонала, маркетинг и рекламу. Словом, в развитие.
Номер с видом на гнездо аиста
Объяснить на словах, что такое качественная услуга, довольно сложно. Эпитеты типа «вежливый, высокопрофессиональный персонал», «идеальные чистота и порядок», «современная система безопасности», «изысканная кухня» абсолютно справедливы, но уж очень смахивают на рекламу, а потому не вызывают большого доверия. Несколько лучшее представление об уровне сервиса дают записи в книге отзывов отеля. Например, такая: «Приехал в Бобруйск на республиканский семинар. На обед нас привезли в «Турист». Поразился вышколенности официанток. Достаточно было просто взгляда, чтобы они с вопросом: «может быть, еще что-нибудь хотите?» появились рядом».
О многом могут сказать и факты, характеризующие официальное признание заслуг коллектива. Здесь внедрена система менеджмента качества услуг по проживанию, питанию и спортивно-развлекательных услуг, соответствующая требованиям СТБ ISO 9001-2009, подготовка к разработке и внедрение которой продолжались почти год. Можно вспомнить и о многочисленных дипломах, полученных на белорусских и международных выставках, а также о том, что отель имеет не просто «три звезды», а «три звезды с плюсом» - в ходе сертификации за счет широкого спектра дополнительных услуг он набрал большее количество баллов, чем необходимо для статуса «три звезды».
За внедрение высокоэффективных методов управления качеством отель «Турист» был награжден Дипломом лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества в 2009 г.
- У нас объективно высокий уровень сервиса, - говорит А. Винарская. - Но ради той же объективности надо признать, что и в других трехзвездочных отелях достаточно высокий уровень обслуживания и выделиться на фоне конкурентов довольно сложно. Чтобы «стать заметным», нужно предложить что-то особенное, запоминающееся. Словом, проявить творческий подход.
… Теплым весенним днем над парком кружились аисты, искали места для гнезд. Любуясь ими, Александра Эдуардовна подумала: а почему бы не предложить им «квартиру» вблизи отеля? С помощью коммунальной службы обрезали верхушки нескольких деревьев, смонтировали основание для гнезда. Получилось! Сегодня некоторые туристы специально заказывают номер «с видом на аистов». Окна верхних этажей расположены выше гнезда, и наблюдать за жизнью птичьего семейства бывает весьма увлекательно. Такие эксклюзивные предложения делают бренд отеля на рынке более заметным и запоминающимся. На одном из интернет-форумов клиент в отзыве о посещении Бобруйска написал, что жил в отеле, над которым летали аисты.
А еще в отеле есть специальный номер для новобрачных. Его посетителей встречает букет живых цветов в подарок от отеля и поздравительная открытка.
Понятно, однако, что в бобруйский «Турист» из Минска, Москвы или Варшавы приезжают не ради того, чтобы полюбоваться на редких птиц. Гостей привлекают также широкий спектр недорогих и качественных услуг, оказываемых отелем.
СПА-услуги от отеля
В столичных и областных городах, где расположено большое число предприятий, хорошо развит бизнес, гостиницы могут иметь хорошую загрузку благодаря потоку туристов, приезжающих с деловыми целями. А если город еще и богат на достопримечательности, является крупным транспортным узлом, то поток посетителей будет регулировать только конкуренция между гостиницами. Отель «Турист» не имел всех этих «факторов развития». К тому же молодому предприятию требовалось завоевать своё место на рынке в условиях жесткой конкурентной борьбе.
- Если бы мы просто ждали своего клиента, то, согласно расчетам, могли обеспечить загруженность номерного фонда на уровне 15-25%, но это не приносило бы прибыли, - продолжает А. Винарская мысль, высказанную в начале нашего разговора. - Потому у нас не было другого выбора кроме как самим создать дополнительный стимул для приезда гостей в Бобруйск. Так мы пришли к решению серьезно заняться туризмом и СПА-услугами.
За 2 года была проделана значительная работа: закуплено современное оборудование для СПА-салона и физиотерапевтических процедур, созданы новые рабочие места, нанят высококвалифицированный персонал врачей и медсестер, получена медицинская лицензия. Перечень СПА-услуг, предлагаемых сегодня отелем, впечатляет. Тут и массажи, и обертывания, и физиопроцедуры. (сухая углекислая ванна, солевые ингаляции, аэроионотерапия, ароматерапия, кислородный коктейль, безинъекционная электромезотерапия, СПА-капсула), и услуги косметического кабинета, и финские сауны… Словом, все как в специализированном центре. Клиенту требуется более серьезное оздоровление? Его можно пройти в санатории имени Ленина, с которым у «Туриста» заключен договор о сотрудничестве. Такой вариант особенно привлекает россиян. Ведь есть возможность жить в комфортных условиях отеля, питаясь в ресторане, а процедуры принимать в санатории, который расположен в 100 м от отеля.
Особым направлением развития услуг отеля стала туристическая деятельность. Ведь клиенты заинтересованы в получении комплексной услуги. Допустим, турист приехал укрепить здоровье. Но, как правило, ему интересны и экскурсии по городу, области. А кто-то готов отправиться и в путешествие по Беларуси.
Отдел по туризму отеля работает как полноценная туристическая компания, формирует группы для экскурсионных поездок по территории руспублики, выезда за границу, а также принимает зарубежных туристов.
Наибольший же интерес вызывают пакетные предложения: комплекс оздоровительных и туристических услуг. А часто и услуг, связанных с проведением различных конференций, обучающих программ, бизнес-встреч.
Последние А. Винарская считает особенно перспективными. Отель располагает конференц-залом на 80 мест с полной мультимедийной оснасткой. Бобруйские, а в последнее время и могилевские организации охотно снимают его в аренду для проведения мероприятий. Скоро в списке партнеров появятся и минские компании, уверена директор. В подтверждение своему прогнозу она приводит простой расчет. Дорога от Минска до Бобруйска занимает максимум 2 ч. Если семинар, к примеру, трехдневный, с проживанием участников в отеле, то только эта услуга в столице обойдется ориентировочно 160 долл. на человека, размещение же в «Туристе» сразу даст экономию порядка 90 долл. Не менее 50 долл. получится сэкономить на питании в ресторане, плюс 20 долл. можно «недоплатить» за аренду конференц-зала и оборудования. Тогда экономия для группы из 20 участников приблизится к 3000 долл. Согласитесь, есть ради чего проехать 150 км, отделяющие Бобруйск от столицы.
Экспорт по всем направлениям
Демократичные цены и широкий набор дополнительных услуг позволяют отелю выступать достаточно сильным игроком на зарубежных рынках туристических услуг. В первую очередь бобруйчане начали осваивать, конечно, российское направление. Оказалось, что помимо оздоровительных процедур, туров по области и Беларуси могут неплохо продаваться и другие оригинальные продукты «Туриста». Очень популярны, например, новогодние и рождественские туры, праздничные шоу, включающие широкую экскурсионную программу. Гости получают возможность не только встретить Новый год и Рождество в незабываемой праздничной обстановке, но и познакомиться с культурным и историческим наследием.
Свет звезд «Туриста» становится все более заметным и путешественникам из стран Евросоюза. Согласитесь, туристам, желающим увидеть достопримечательности Беларуси, совершенно необязательно ехать именно в столицу. Не менее удобно отправиться на экскурсию из того же Бобруйска, серьезно сэкономив при этом на проживании. То же можно сказать о СПА-процедурах и санаторном лечении. Как уже говорилось, ассортимент их предложений, а, главное, их качество в «Туристе» вполне соответствует лучшим столичным центрам. Но при этом в провинции цены совсем другие.
Для продвижения своих туристических услуг отель участвует в туристических выставках как на территории Беларуси, так и за ее пределами.
Тот, кто заинтересовался предложениями отеля, имеет возможность получить на сайте www. turist.bobr.by полную информацию, включая визуальную, о номерном фонде и услугах, а также забронировать понравившийся номер.
Отельеры идут в ассоциацию
На современном рынке гостиничных, впрочем, как и туристических услуг исключительно сильны интеграционные тенденции. Здесь оперируют крупные сети, а также множество профессиональных ассоциаций. В последнее время по такому пути развивается и белорусский гостиничный бизнес.
Весной нынешнего года, выступая на республиканском межведомственном координационном совете по туризму, Александра Эдуардовна предложила создать Ассоциацию белорусских отельеров, объединяющую работников отечественной индустрии гостеприимства. Идея получила поддержку, была создана рабочая группа, которая занялась подготовкой правовой базы и формированием представительств ассоциации в областях. Несколько недель назад прошло учредительное собрание Ассоциации. Ее участники выбрали А. Винарскую членом правления и заместителем председателя организации. Так что можно сказать, работа по созданию национального объединения отельеров вступила в стадию практической реализации.
Появилась в гостиничном бизнесе и еще одна новая тенденция. Экспансия белорусских гостиниц на международный рынок сегодня получает поддержку заинтересованных государственных органов. Министерство спорта и туризма, к примеру, предложило софинансирование в участии на международных туристических выставках и ярмарках. Прежде для многих отелей такие мероприятия оказывались недоступными по причине их высокой стоимости.
- Поскольку мы активно работаем на внешних рынках, я хорошо вижу, что экспорт услуг - это как раз та сфера, в которой Беларусь может быть успешна как ни в какой другой, - делится своими мыслями А. Винарская. - Зависимость от импорта в этом случае оказывается минимальной, а валютные поступления за счет высокой прибавочной стоимости продукта могут быть очень значительными. Что касается технологий выхода на рынок, то хотелось бы сказать вот о чем. В своей деятельности мы используем метод, который условно называем «проект прорыва». Состоит он в следующем. Когда надо создать новый продукт, оперативно решить другие важные задачи развития отеля, то в этой «точке» концентрируется максимум ресурсов: финансовых, интеллектуальных, организационных. Таким образом, как правило, удается быстро достигнуть намеченной цели. Думаю, что прорывные методы выхода на рынки сегодня актуальны для всей белорусской индустрии гостеприимства. Она создала большой ассортимент привлекательных продуктов и если удастся достойно представить их на международных рынках, свет звезд не только нашего, но и многих других белорусских отелей станет по-настоящему ярким, заметным из любой точки планеты.
ОАО «Отель «Турист»
213827, г. Бобруйск, ул. Войкова, 20
Тел.: +375 225 49-31-19, 49-32-59
e-mail: turist@bobr.by
www. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.