Василий КУЛЫБА,
директор УП "Гомельоблпечать"
Лавры едва ли не самой эффективной мелкорозничной торговой сети Гомельской области сегодня принадлежат УП «Гомельоблсоюзпечать». А ведь еще 7-8 лет назад о существовании такого оператора рынка ритэйла многие покупатели почти забыли. Ситуация начала меняться в 2003 г., когда организацию возглавил новый директор Василий КУЛЫБА. Его приоритетами стали укрепление материальной базы, повышение культуры обслуживания и укрепление экономики предприятия. При этом УП предстояло выдержать жесткую конкурентную борьбу с динамичным, имеющим значительные льготы, малым бизнесом.
Рентабельный комфорт
Так сложились обстоятельства, что после выделения «Союзпечати» из структуры Министерства связи гомельскому предприятию досталось совсем незавидное наследство. В кабинетах администрации, включая директорский, так и не собрались сделать евроремонт. Старые деревянные окна, двери советских времен… Экономия. Зато сеть киосков обновили почти на 80%. Те, которые установлены за два последних года, оснащены даже кондиционерами.
- Кто-то может назвать установку недешевого климатического оборудования в киоске излишеством. Но я - экономист и привык рассматривать любое решение со всех возможных точек зрения, - говорит Василий Александрович. - Разве может торговый работник, задыхаясь от сорокаградусной жары, с лучезарной улыбкой отвечать на вопросы покупателя? Но ведь культура - двигатель торговли! Поэтому мы считаем, что создание благоприятных условий труда для работников всегда рентабельно.
Формула качества - заинтересованность плюс технология
Опыт работы гомельской «Союзпечати» помогает найти ответ на вопрос, как крупная государственная сеть может обеспечить более высокую культуру торговли, чем те же индивидуальные предприниматели, которые, работая на себя, кровно заинтересованы показывать «высший класс сервиса».
- Оперативно получать участки земли для размещения торговых точек, решать другие вопросы развития сети нам очень помогают исполкомы и их структурные подразделения, - рассказывает В. Кулыба. - Но это ни в коем случае не поддержка своими своих. Просто государственные органы видят, что предприятие успешно решает действительно важные для населения вопросы, поэтому и идут нам навстречу. При этом киоск «Союзпечати» часто размещен рядом с палатками индивидуальных предпринимателей, которые торгуют тем же ассортиментом, включая газеты и журналы. Наши главные аргументы в конкурентной борьбе - цена товара и качество услуги.
Первое, что сделал Василий Александрович, возглавив «Союзпечать», - установил во всех киосках кассовые аппараты. Он поясняет:
- Кассовый аппарат нужен не только для контроля за выручкой. Без него невозможно правильно выстроить технологию торговли. Как вы проконтролируете, открылся ли киоск вовремя? Не отправлять же на каждую точку контролеров. Чек покажет это абсолютно объективно. Как и время, когда человек покинул рабочее место. На первых порах, в 2003-2004 гг., устанавливались отдельные факты попыток продажи работниками торговых объектов «собственного» товара. Сегодня такие нарушения в принципе невозможны.
Очень важно также, чтобы люди постоянно учились, осваивали передовые приемы сервиса, мерчендайзинга, элементы маркетинга, продолжает В. Кулыба. Руководители, специалисты предприятия ежемесячно проводят занятия со всеми работниками торговой сети и начальниками филиалов. Благодаря такой системе по уровню профессиональной подготовки большинство киоскеров сегодня не уступают продавцам-консультантам фирменных магазинов. В этом одна из причин, почему киоски площадью несколько квадратных метров, торгующие исключительно «мелким товаром», зачастую имеют оборот, сопоставимый с оборотом среднего магазина.
Что касается заинтересованности сотрудников организации в результативном труде, то помимо зарплаты, которая и сегодня соответствует уровню лучших торговых предприятий города, она определяется уверенностью в завтрашнем дне (экономика организации не потеряла устойчивости даже в период кризиса), а также возможностью проявить инициативу, почувствовать себя на своем рабочем участке хозяином. Особенно это важно для начальников филиалов. Фактически они управляют маленькими предприятиями, хотя и без права юридического лица. В. Кулыба убежден, что экономическая деятельность предприятия должна предусматривать передачу на места тех полномочий, которые позволяют решать поставленные задачи наиболее эффективно.
Начальники филиалов в «Гомельоблсоюзпечати» имеют возможность вести хозяйственную деятельность: они самостоятельно заказывают товары, определяют ассортимент. В состав предприятия сегодня входят и совсем небольшие филиалы. Понятно, что в нынешних условиях им сложно выходить на высокую рентабельность. Тем не менее все филиалы работают без убытков. Если бы их начальники не «болели» за экономику своих подразделений, ситуация в них была бы совершенно иной.
- Проще всего, конечно, закрыть низкорентабельные филиалы. Но тогда вскоре придется отказываться и от некоторых киосков. Вот только местные жители явно не скажут нам за это «спасибо», - говорит В.Кулыба, отстаивая свою позицию.
Простые секреты эффективной торговли
Месячный оборот одного из киосков, расположенного в микрорайоне Гомсельмаш, сегодня достигает 100 млн. руб. Возле него всегда толпятся покупатели, причем приобретают не периодику, но и то, что продается в любых других торговых точках: косметику, бакалею… Секрет особой популярности киоска оказался простым: пусть на 300-500 руб., но товары здесь дешевле.
Играть на понижение цен «Союзпечати» позволяет закупка относительно крупных партий товара, прямые договора с постоянными поставщиками, качественный маркетинг. Кроме того, В.Кулыба постоянно напоминает своим подчиненным, что для успешной торговли нужна скорость оборота. Лучше поставить меньшую наценку, но быстрее продать товар. В итоге рентабельность все равно окажется выше. И опыт «Гомельоблсоюзпечати» это подтверждает: за шесть месяцев тут получено более 600 млн. руб. прибыли - на 200% больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Буквально на виду оказался второй секрет существенного товарооборота киоска: вывеска информировала, что он открыт с 6-00 до 22-00. Начинать рабочий день, когда все другие точки еще закрыты, оказалось исключительно выгодным. Как подсчитали экономисты предприятия, в то время, когда торговая сеть других субъектов хозяйствования не работает, формируется до 15% получаемой выручки. Не случайно в Гомеле все киоски, расположенные в людных местах, открыты с раннего утра до позднего вечера.
Сегодня Василий Александрович одной из своих главных задач считает сдерживание роста розничных цен. На цены производителей он повлиять, естественно, не может. Значит, надо сокращать свои издержки. Предприятию в Гомеле давно нужен собственный централизованный склад и технические мастерские. Этот проект сулит экономию затрат на аренду, транспортных расходах, фонде оплаты труда. Есть планы расширения ассортимента за счет наиболее востребованных товаров отечественных производителей. При этом директор рассчитывает не только сохранить рыночные позиции УП «Гомельоблсоюзпечать» как одной из самых эффективных мелкорозничных торговых сетей Гомельской области. Ему важно, чтобы уровень доходов организации позволял выполнять и ее важнейшую социальную функцию - распространение печатных средств массовой информации даже в самых отдаленных районах области.
УП «Гомельоблсоюзпечать»
246050, г.Гомель, ул. Ланге,2а
Тел: 80232 74-64-01 , 80232 74-43-58,
Факс: 0232 74-85-61
E-mail: bsp@mail.gomel.by