fbpx

Накануне дня геолога представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды встретились с журналистами в Национальном пресс-центре и рассказали о минерально-сырьевом запасе страны, а также о роли экономики в геологии.

Концессионеры не спешат в БеларусьСтатистка. Заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Хмель поделился статистическими данными. Он отметил, что геологи обеспечивают прирост запасов, который покрывает добычу. Так, например, компания «Белоруснефть» в 2017 г. добыла 1,65 млн тонн нефти, а НПЦ по геологии за счет обнаружения новых месторождений обеспечил прирост запасов нефти на уровне 641 тыс. тонн или 106,8% от установленного госпрограммой показателя. «При сохранении существующего уровня добычи запасов нефти хватит на 35 лет выработки», – пояснил А. Хмель. Он подчеркнул, что вряд ли стоить ожидать обнаружения крупных запасов углеводородов, но реально находить месторождения с запасами около 1 млн тонн.

Наша страна располагает огромными запасами калийной и каменной соли. Балансовые запасы калийной соли составляют более 7 млрд тонн, а добывают примерно 40 млн тонн в год. По словам А. Хмеля, «Беларуськалий» может увеличивать добычу, но все определяется конъюнктурой рынка.

В целях расширения минерально-сырьевой базы Беларуси в 2017 г. обеспечены приросты промышленных запасов по следующим полезным ископаемым: калийные соли – 388 996, 92 тыс. тонн; пески для отсыпки земляного полотна – 3 028 тыс. куб. м; песчано-гравийная смесь и пески строительные – 19 992,3 тыс. куб. м; торф – 8 886,7 тыс. куб. м; сапропели – 476 тыс. тонн; тугоплавкие глины – 474 тыс. тонн.

Государство – не монополист. По словам А. Хмеля, законодательство Беларуси предусматривает, что работы по геологическому изучению недр могут осуществлять юридически лица и индивидуальные предприниматели. Получив необходимый пакет документов, коммерческая организация может изучать недра в период до 5 лет. Установив запасы того или иного сырья, данная организация имеет право на разработку месторождения, если речь идет о полезных ископаемых, то в течение 99 лет, а минеральных вод – в течение 50 лет.

Концессия: не состоялся ни один конкурс. Замначальника главного управления природных ресурсов, начальник управления по геологии Минприроды Василий Колб сообщил, что ряд месторождений в нашей стране не разрабатывается по экономическим причинам, а также в силу того, что иногда отечественные организации не располагают современными технологиями. Для вовлечения неразработанных месторождений в хозоборот разрешено сдавать их в концессию. Утвержден соответствующий перечень таких объектов, всего на данный момент их 15. Однако, по словам В. Колба, не было заявок на участие в конкурсах для получения участков в концессию. Был интерес со стороны нескольких фирм, однако до участия в конкурсе дело не дошло.

Белорусы ищут золото в Судане. Договоренность о поиске золота нашими геологами в Судане была достигнута после визита Александра Лукашенко в эту страну. Как сообщил В. Колб, один участок уже проработан, и он оказался бесперспективным, теперь ведутся работы на втором участке. Чиновник пока воздерживается от озвучивания названия фирмы, получившей в концессию участок в Судане, отметил лишь, что это компания с белорусским капиталом. Он пообещал, что если будет найдено золото и работы продолжатся, то вся информация будет раскрыта.

Что касается поиска золота и платины на территории Беларуси, то фиксируются проявления этих металлов. Однако они слишком малы и их изучение экономически не выгодно.