ОАО "Белтрансгаз" готово заправлять альтернативным видом моторного топлива - компримированным природным газом (КПГ) 25 тыс. автомобилей. Однако сегодня в республике на природном газе работает только 4,5 тыс. единиц транспорта. Об этом сообщил ведущий инженер отдела по эксплуатации управления Минскавтогаза (структурное подразделение ОАО "Белтрансгаз") Александр Голубов.
Ежедневно на автомобильных газонаполнительных компрессорных стационарных станциях (АГНКС) имеется в наличии более 450 тыс.куб.м компримированного природного газа, основным компонентом которого является метан. Проектная мощность станций позволяет обслуживать 20-25 тыс. единиц транспорта в год. За 11 месяцев нынешнего года было замещено около 13 тыс.т традиционных нефтепродуктов, хотя действующие АГНКС способны ежегодно замещать свыше 120 тыс.т бензина и солярки. Кроме того, стоимость 1 куб.м природного газа почти в два раза меньше 1 л бензина АИ-92. Затраты на дооснащение автомобилей газобаллонным оборудованием окупаются в течение 1,5-2 лет в зависимости от пробега.
"Использование компримированного (сжатого) природного газа в качестве моторного топлива может стать не только одной из ключевых стратегий энергосбережения и охраны окружающей среды, но и эффективной антикризисной мерой в условиях сложной финансово-экономической ситуации в стране и мире, - подчеркнул специалист. - Наличие резервного вида моторного топлива для автотранспорта повысит энергозащищеннось государства от каких-либо энергетических потрясений".
Сегодня в Беларуси в 18 населенных пунктах работает 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных стационарных станций и 11 передвижных автозаправщиков, способных произвести за сутки 9100 заправок. Рациональное расположение АГНКС на территории страны позволяет не только осуществлять внутригородские и междугородние перевозки, но и "газифицировать" основные транспортные автомагистрали международного значения, пересекающие республику с севера на юг и с запада на восток.
"В настоящее время природный газ в качестве моторного топлива является наиболее подготовленным к применению, - сказал Александр Голубов. - Он не требует никакой химической переработки и готов к применению в том виде, в котором существует в природе".
За последние 10 лет мировой парк газобаллонных автомобилей на метане вырос более чем в десять раз: с 850 тыс. единиц в 1998 году до 10 млн. в 2009 году. В Европе численность метановых машин превысила 1 млн. единиц. Природный газ в качестве моторного топлива используют Украина, Россия, Армения, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.