Налогововая нагрузка на ИП в Беларуси в целом не увеличилась
Информация о материале
Усиления налогового давления на индивидуальных предпринимателей в Беларуси с начала года в целом не произошло. Об этом сообщили в Министерстве финансов Беларуси.
В Минфине пояснили, что в связи со вступившими в силу с 1 января 2011 года изменениями налогового законодательства осуществлено выравнивание условий налогообложения различных категорий ИП. В ведомстве считают, что заявления представителей общественных объединений предпринимателей о значительном увеличении в текущем году налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, не соответствуют действительности и не корректны, поскольку искажают действительность.
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется в Республике Беларусь на протяжении последних 10 лет. Основной его смысл заключается в том, что ИП при осуществлении отдельных видов деятельности (как правило, трудно поддающихся контролю) вместо совокупности установленных налогов и сборов уплачивает практически один налог, взимаемый в фиксированной величине, независимо от размера реально полученного дохода. Именно в этом заключается его привлекательность как для предпринимателей, так и для государства.
"Вполне естественно, что его взимание связано с рядом особенностей. Одна из них – применение повышающего коэффициента к ставкам единого налога для индивидуальных предпринимателей, торгующих товарами, не произведенными в Республике Беларусь. По сути это аналог импортной таможенной пошлины, применяемой абсолютным большинством стран и направленной на защиту внутреннего рынка", - отметили в Минфине.
С учетом этого коэффициента, индивидуальный предприниматель, занимающийся реализацией импортных товаров, всегда объективно уплачивал большую сумму единого налога по сравнению с предпринимателем, занимающимся торговлей белорусских товаров или оказывающим услуги.
Вместе с тем с развитием предпринимательства в Республике Беларусь, совершенствованием других систем налогообложения (в частности, упрощенной системы налогообложения) справедливо стал вопрос о выравнивании конкурентных условий между субъектами предпринимательства, применяющими отличные от единого налога системы налогообложения.
"Дело в том, что индивидуальный предприниматель или организация, применяющие общую или упрощенную системы налогообложения, уплачивают налоги в зависимости от размера полученного дохода, прибыли, выручки и т.п. А индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог, вносит его в бюджет в фиксированном размере независимо от реально полученного дохода, что при значительном торговом обороте ставит его в более выгодные условия, заключающиеся в возможности получения большей прибыли, снижении цен и других", - пояснили специалисты.
Именно для выравнивания конкурентных условий деятельности различных субъектов предпринимательства с 2009 года в систему взимания единого налога был введен механизм доплаты. Его смысл заключался в том, что при превышении у индивидуального предпринимателя выручки от реализации товаров и услуг 20-и кратного размера подлежащего уплате единого налога, в бюджет необходимо было доплатить налог в размере 10% от суммы такого превышения.
Но именно из-за того, что индивидуальные предприниматели, реализующие иностранные товары, к ставке единого налога применяли повышающий коэффициент, предельный размер выручки, с которого они вынуждены были осуществлять доплату налога, для них существенно превышал предельный размер выручки, рассчитанный для индивидуальных предпринимателей, реализующих белорусские товары или оказывающих услуги и уплачивающих единый налог без повышающего коэффициента. В результате эти категории индивидуальных предпринимателей оказалась в худшем положении, чем индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей импортными товарами, поскольку при равном объеме выручки вынуждены были платить большую сумму единого налога.
Таким образом, между налогообложением указанных категорий индивидуальных предпринимателей возникли диспропорции, которые и были устранены с 1 января 2011 года путем внесения в налоговое законодательство соответствующих изменений.
Для этого была изменена база для расчета предельного размера выручки, при превышении которого осуществляется доплата единого налога. В ее качестве для всех индивидуальных предпринимателей установлена ставка единого налога без корректирующих коэффициентов. Одновременно произошло увеличение предельного размера выручки с 20-кратной суммы единого налога до 30-кратной ставки единого налога, а ставка такой доплаты снижена с 10% до 8%.
"В результате, действительно, для индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров, сумма доплаты единого налога с выручки возросла. Но одновременно произошло снижение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей белорусскими товарами или оказывающих услуги, причем довольно существенное. Всего к данной категории относятся более 45 тыс. индивидуальных предпринимателей", - сообщили в Минфине. По расчетам специалистов, при больших размерах выручки снижение налоговой нагрузки в 2011 году по сравнению с условиями 2010 года произойдет и у индивидуальных предпринимателей, занимающихся реализацией импортных товаров.
"Таким образом, мы можем говорить, что в целом налоговое давление на индивидуальных предпринимателей не усилилось", - отметили в финансовом ведомстве.