fbpx

Дмитрий ЗАЯЦ, Naviny.by

К 28 февраля Беларусь должна была получить очередной транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, однако сегодня очевидно, что деньги (440 млн долларов) своевременно в страну не поступят. Персонал фонда хочет быть уверенным, что белорусские власти будут продолжать жесткую денежно-кредитную политику, и в этой связи предложил внести некоторые изменения в условия выделения кредита. В то же время белорусская сторона, по информации Naviny.by, ответ на поступившие предложения еще не направила. Мягкая или жесткая Условия выделения Беларуси кредита из Антикризисного фонда закреплены в письме о намерениях, которое белорусское правительство направило персоналу фонда в июне 2011 года. Согласно тексту письма, третий транш кредита Беларусь должна получить до 28 февраля 2012 года. Однако Беларусь в 2011 году не выполнила одно из ключевых условий получения третьего транша кредита. Речь идет о размерах эмиссионного кредитования госпрограмм. Нацбанк Беларуси с 1 июня приостановил выдачу эмиссионных кредитов под финансирование госпрограмм, однако плюс к этому наша страна должна была ограничить финансирование госпрограмм и за счет средств бюджета. "Объем льготного финансирования госпрограмм не должен был превысить в 2011 году 4% ВВП. Однако по факту получилось 4,5% ВВП", — сообщил Naviny.by источник в финансовых кругах. При этом он отметил, что для Антикризисного фонда принципиально важно соблюдение этого показателя. Персонал фонда ранее отмечал, что стимулирование внутреннего спроса посредством льготного финансирования госпрограмм стало одним из главных факторов ухудшения состояния платежного баланса Беларуси, и привело к раскручиванию девальвационных и инфляционных процессов. С учетом того, что Беларусь в 2011 году превысила объем льготного финансирования госпрограмм, фонд, по информации Naviny.by, предлагает белорусским властям принять меры, которые бы компенсировали невыполнение этого показателя в прошлом году. Еще один вопрос, который обсуждает Антикризисный фонд с белорусскими властями, — функционирование белорусского Банка развития. "Для Антикризисного фонда очень важно, чтобы белорусский банк не стал новым каналом эмиссии денег в экономику", — сообщил Naviny.by источник в финансовых кругах, знакомый с ходом переговоров. В то же время белорусские власти на позапрошлой неделе выступили с предложением, реализация которого, по мнению экспертов, может вернуть страну в эмиссионное прошлое. Речь идет о том, чтобы Банк развития выпускал свои облигации и через ценные бумаги привлекал финансирование для реализации госпрограмм. Многие аналитики опасаются, что ценные бумаги Банка развития могут выступить залоговым обеспечения для получения эмиссионных денег из Нацбанка. "Если эти облигации будет выкупать Нацбанк, Банк развития станет эрзац-эмиссионным центром. Безнаказанными такого рода схемы не останутся, кредиторы на это обязательно отреагируют", — предполагает исполнительный директор аналитического центра "Стратегия" Ярослав Романчук. Наряду с жесткой денежно-кредитной политикой кредиторы хотели бы видеть такую же и бюджетно-налоговую политику в Беларуси. Возможное резкое повышение зарплат в 2012 году ("до докризисного уровня") вызывает беспокойство у наблюдателей. "Одним из факторов, который ранее приводил к дисбалансам в белорусской экономике, к увеличению отрицательного сальдо, являлось значительное повышение зарплат. Возобновление необоснованного роста зарплат будет возвращать истоки кризиса", —сообщил Naviny.by собеседник, знакомый с позицией Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Таким образом, кредиторы (в том числе, кстати, и Международный валютный фонд, миссия которого в эти дни работает в Минске) хотели бы видеть в Беларуси жесткую макроэкономическую политику, которая позволит избежать повторения девальвационных и инфляционных процессов, наблюдавшихся в 2011 году. Вопрос в том, готово ли придерживаться такой политики белорусское руководство? Новости за последнюю неделю говорят о том, что Беларусь может вернуться к мягкой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике. Предвыборные "грабли" В феврале почти каждую неделю на высшем уровне звучала мысль о том, что в течение года зарплаты должны существенно вырасти.


Назначая представителей местной вертикали, Александр Лукашенко на минувшей неделе отметил, что "перед всеми нами" стоят "очень серьезные задачи, которые не выполнить мы просто не можем".

По словам главы государства, "в течение года, максимум полутора" страна не только должна выйти на докризисный в финансовом отношении уровень, а превзойти его. "Что такое средняя зарплата в 500 долларов? Это совсем низкий уровень, который мы должны преодолеть. И это задача всех", — заявил Лукашенко. Учитывая, что 2012-й — год выборов, наблюдатели прогнозируют смягчение бюджетно-налоговой политики. "Грядут выборы в парламент. Жесткая бюджетно-налоговая политика означает, что доходы населения расти не будут. В то же время переход к более мягкой политике позволяет поднять доходы населения, что накануне выборов может быть очень актуально",— говорит финансовый аналитик Владимир Тарасов. В конце минувшей недели появились сомнения в том, что в стране сохранится жесткая денежно-кредитная политика, усилились и окрепли. Несмотря на то, что глава Нацбанка Надежда Ермакова в конце января анонсировала плавное снижение ставки рефинансирования, 24 февраля было принято решение снизить учетную ставку сразу на 5%.
 
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич считает принятое решение ошибочным. "Это ошибочное решение. Нужно было выдержать время, чтобы низкая инфляция приобрела устойчивый характер, и тогда можно было бы снижать ставку рефинансирования", — полагает Богданкевич. Он предполагает, что резкое, а не плавное, как анонсировал Нацбанк, снижение учетной ставки является следствием давления, которое оказывается на центральный банк. "Похоже на то, что во власти побеждают сторонники мягкой денежно-кредитной политики. Скорее всего, на Нацбанк оказывается давление со стороны министерств в пользу того, чтобы ставка рефинансирования постоянно снижалась", — говорит Богданкевич. Аналогичного мнения придерживается и Ярослав Романчук. "Во власти существует лоббисты промышленников, лоббисты аграриев, и они требуют доступных кредитов, которые зачастую привязаны к ставке рефинансирования. Поэтому, судя по всему, Нацбанку пришлось поддаться давлению и снизить ставку рефинансирования", — полагает Романчук. Ситуация напоминает 2010 год. Тогда, напомним, ставка рефинансирования постоянно (шесть раз) снижалась в течение года, и это создавало благоприятные условия для роста объемов кредитования. Благодаря стимулированию кредитования выполнялись показатели, за достижение которых в год президентских выборов особый спрос. Сейчас все идет по похожему сценарию. Впереди парламентские выборы, власти всячески стараются выполнять показатели, первый вице-премьер Владимир Семашко на прошлой неделе выразил надежду, что уже по итогам первого квартала страна выполнит годовое задание по темпам роста ВВП. Для разогрева экономики власти начинают часто и быстро снижать ставку рефинансирования, обещают рост зарплат. Все это было в 2010-м, накануне президентских выборов. Чем все может закончиться, если страна в 2012-м наступит на предвыборные "грабли", рассказывает Станислав Богданкевич. "Похоже на то, что власть хочет вернуться к старой политике. Однако необходимо помнить, к чему такая политика привела в прошлом году: банки потеряли капитал, население — сбережения, а оборотные средства предприятий обесценились", — резюмировал Богданкевич.