fbpx

Повышение базовой величины не должно провоцировать рост цен

Игорь Филипенко

Рождественская неделя подарила один занятный сюжет на тему взаимодействия власти и общества в Беларуси. На исходе уходящего года Совет Министров принял решение увеличить с 1 апреля 2012 года размер базовой величины до Br100 тыс. с нынешних Br35 тыс., установленных еще в 2007 году. За все это время размер БВ не пересматривался, хотя по первоначальному замыслу должен был ежегодно индексироваться на коэффициент инфляции.

Страна узнала эту новость в первый рабочий день января, а уже назавтра в редакциях белорусских СМИ изучали разосланную по электронной почте петицию, направленную в правительство Республиканской конфедерацией предпринимательства и Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей.

Предприниматели били тревогу и просили правительство пересмотреть свое решение относительно БВ. Отложим пока в сторону соображение, что ни одно правительство в мире не любит отрабатывать назад, тем самым расписываясь в некомпетентности. Вникнем в аргументы белорусских бизнесменов. На базовую величину у нас в стране прямо завязаны размеры штрафов, нотариальных и госпошлин, ставки арендной платы. Последнее больше всего и беспокоило предпринимателей. По мнению представителей деловых кругов, трехкратное увеличение ставки базовой величины автоматически приведет к росту в три раза стоимости арендной платы. Что неизбежно повлечет за собой рост цен на товары и услуги. В общем, здравствуй, инфляция...

В общем-то, предпринимателям не привыкать перекладывать свои дополнительные затраты на потребителя. Но сегодня многие домашние хозяйства Беларуси пересматривают структуру семейных бюджетов, и платежеспособный спрос на непродовольственные товары и услуги объективно снижается. В этой ситуации предприниматели видят прямую угрозу своим доходам. Вот что, собственно, читается между строк письма бизнесменов.

Заметим, что базовая величина всегда была административной категорией, а не экономической. В 2002 году ее ввели, чтобы было от чего плясать, определяя размер штрафов и пошлин. Прежде соответствующие платежи привязывались к минимальной заработной плате. Установили БВ в рублях, а не в валюте, потому что вписывать в нормативные документы термин "у.е." было бы совсем уж конфузом.

Но за 2007-2011 годы цены выросли в три  раза, за ними подтягивались зарплаты, соответственно росли и обороты юридических лиц. На фоне сегодняшних цен прежние величины штрафов стали анахронизмом. До сих пор в столичном общественном транспорте действует смехотворный штраф за безбилетный проезд величиной в Br7 тыс. (0,2 БВ).

Соображение о том, что повышение базовой величины в три раза может спровоцировать рост цен, могло бы стать весомым, если бы не одно "но", о котором в предпринимательских кругах хорошо знают. Понимание, что ставки арендной платы нужно отвязать от базовой величины, созрело в совминовских кабинетах уже давно. И временной лаг в три месяца (новый уровень базовой величины становится действительным с 1 апреля 2012 года) - совсем не случаен.

"Уже подготовлен и практически согласован со всеми заинтересованными сторонами проект изменений в указ №518, предусматривающий введение понятия "базовая величина арендной платы", - говорит советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова. - Причем на первый квартал 2012 года она будет установлена в размере Br35 тыс. До 1 апреля текущего года будет проведена индексация с учетом инфляции за прошлый год. В дальнейшем такая индексация будет производиться ежегодно. Рост арендной платы на площади, сдаваемые в аренду государством, произойдет, но не в такой мере, как опасаются представители союзов и как это произошло в частном секторе (где ставки привязаны к доллару или евро). В данном случае позитивный момент я вижу в том, что о нововведениях правительство объявило заранее. И дало время подготовиться деловым кругам. В отличие от практики прежних лет, когда предпринимателей просто ставили перед фактом неких правовых новаций".

По мнению Татьяны Быковой, реально назрела иная проблема. Нуждается в пересмотре сама система штрафных санкций, считает она. Действующее законодательство позволяет за одно и то же правонарушение наложить штраф и на субъект хозяйствования, и на руководителя предприятия. Современной правовой практике более соответствовала бы схема, когда штрафные санкции применяются, например, в отношении субъекта хозяйствования, который затем имеет возможность предъявить регрессный иск к непосредственному виновнику правонарушения, полагает эксперт.

Сумятицу, которая царит в умах и в СМИ по поводу повышения базовой величины, легко можно было упредить. Что мешало ответственному чиновнику из Минфина или Минэкономики вовремя появиться перед публикой и разложить по полочкам суть решения, снять тревоги и опасения?

Но информационный вакуум пустоты не терпит. И заполняется чем угодно, в первую очередь слухами...

 

БЕЛТА