fbpx

В летописях Раков впервые упоминается в 1465 году. В ХІХ веке это был город с мануфактурами, заводами, гончарными мастерскими. С 1921 и до 1939 года Раков – столица контрабандистов. Нынче по своему статусу – агрогородок в Воложинскм районе Минской области. Однако и теперь в Ракове легко отыскать следы прошлого.

now23

В далекие времена Раков считался одним из религиозных центров. Местечко облюбовали сперва доминиканцы, а затем – орден базилианов. За десятилетия атеизма в Раковском приходе разрушили 6 церквей. Теперь в Ракове смотрят друг на друга Спасо-Преображенская церковь (1793 г.) и костел Найсвятейшей паны Марии Руженцовой (1904 г.). А на окраине местечка построена небольшая часовня, рядом с которой бьет криничка. Местная легенда гласит, что на этом месте был родник, водой из которого умылся слепой старец и прозрел. Перове, что он увидел – икону Пресвятой Богородицы. До 1950-х годов она была в одной из церквей Раковского прихода, затем исчезла. А что касается воды в роднике, то она действительно хорошего качества, потому что в ней просто зашкаливает количество ионов серебра.

Лет 200 назад в Ракове проходили знаменитые ярмарки – два раза в год конные и большая вещевая по понедельникам. В 1921 году, когда Раков оказался в полутора километрах от советско-польской границы, город стал столицей контрабандистов: из Польши в СССР везли мануфактуру и спирт, обратно – золото и меха. Понятно, что разведка каждой уважающей себя страны имела своего резидента в городе.

now23f

В то время в Ракове было более 80 ресторанов, свыше 130 магазинов, а также несколько казино и публичных домов. В каждом ресторане работал свой небольшой оркестр, исполнявший самую модную музыку того времени – фокстрот.

В середине 60-х годов прошлого столетия минчанки ездили в Раков на рынок, чтобы купить детскую одежду, в частности, такие дефицитные в то время колготки. Еще лет 10 назад в выходные дни возле рынка в Ракове можно увидеть немало автомобилей с «семерками»: минчане приезжали за натуральными продуктами и атмосферой рынка с многовековой историей. Теперь же, по словам местных жителей, рынок угасает. Сами сельчане уже не хотят «держать хозяйство», ведь проще купить продукты либо заказать доставку. Некоторая часть жителей агрогородка ездит на работу в Минск. А в Ракове старые дома покупают минчане под дачи, а кто-то и вовсе перебирается жить в ближний пригород.

В Ракове похоронен белорусско-польский композитор Михал Грушвицкий (1828-1904). Теперь здесь проводится фортепианный конкурс имени композитора. Мы еще усоышим имена выпускников Раковской детской школы искусств. А ансамбль педагогов Ars Longa этой школы уже известен: он получил Гран-при на фестивале-конкурсе песен Анны Герман «Эвридика».

В Ракове не раз бывала Элиза Ожешко, под Раковом родился филолог, историк литературы и публицист Мариан Здзеховский (1861-1938). Широкую известность приобрела и уроженка Ракова Ида Розенталь (1886-1973), в девичестве Каганович – изобретательница современного бюстгальтера, глава американской компании Maidenform.

now23qПожалуй, в последние годы самый известный персонаж, чье имя ассоциируется с Раковом – Сергей Пясецкий (1900-1964гг.). Он родился в Ляховичах, но самая авантюрная часть его жизни прошла в Ракове. Автор биографического романа «Любовник Большой Медведицы» о приключениях контрабандиста с раковско-ивенецкого пограничья. Побывав в революционной Москве, Сергей Пясецкий вернулся в Беларусь ярым противником большевиков, занимался контрабандой в Ракове, а затем стал агентом польской и английской разведок. Совершив несколько разбойных нападений попал в польскую тюрьму, где должен был провести 15 лет. Находясь в заключении, узнал о литературном конкурсе и написал свою первую книгу «Любовник Большой Медведицы», которую раскупили за несколько недель. Эта неожиданная популярность помогла Сергею Пясецкому досрочно выйти на свободу в 1937 году. Роман был номинирован на Нобелевскую премию.

Во время фашистской оккупации стал участником польского сопротивления. Последние годы жизни провел в Англии: сотрудничал с британскими спецслужбам, много писал, но финансового достатка не имел. В Беларуси романы Сергея Пясецкого впервые были опубликованы в 2012 году.