Экономисты и представители деловых кругов - о ситуации в экономике и бизнесе.
Михаил МЯСНИКОВИЧ, Председатель Коллегии ЕЭК, выступая на форуме «Digital Almaty 2021», оценил перспективы ИТ-бизнеса в ЕАЭС:
- В Евразийском экономическом союзе приняты решения о внедрении 89 общих процессов интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Однако только 19 из них подключено. Приняты решения по совершенствованию работы. Сейчас уже по 48 общим процессам разработаны технические проекты и правила реализации, большинство из них в фазе тестирования. Идет подготовка обновленной целевой архитектуры интегрированной информационной системы. Необходима эквивалентная активная работа в рамках национальных систем информатизации государств - членов ЕАЭС, а нерешенных задач там много.
11 декабря главы государств ЕАЭС утвердили Стратегию развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Она содержит 11 ключевых направлений развития и практически все из них базируются на цифровой платформе. Одно из направлений предусматривает создание фундаментальных основ цифровых инфраструктур и экосистем. Таких, например, как система маркировки и прослеживаемости товаров, развитие трансграничного пространства доверия, разработка и утверждение концепции территориально распределенной цифровой платформы Союза, включающей национальные сегменты и интегрированные компоненты, вопросы цифровой трансформации в сфере интеллектуальной собственности и многие другие актуальные проекты.
У нас в Евразийском экономическом союзе 17,5 тыс. совместных с партнерами по Союзу предприятий. Больше всего - в Республике Казахстан - около 10 тыс. В Беларуси - 2 400. Их работа с материнскими компаниями невозможна без IT. Коммерческие банки наиболее успешны в ИКТ со своими структурами в странах ЕАЭС. Мы в Комиссии рассчитываем, что и промышленные и инновационные компании будут активны в этой деятельности… Нам надо укреплять наши институты развития, создавать новые предприятия и производства, чтобы производить высоколиквидные товары для внутреннего рынка и на экспорт. Сегодня таких мало. Современные производства немыслимы без ИКТ.
Александр ШВЕЦ, руководитель Республиканского союза промышленников и предпринимателей в интервью TUT.BY - о доверии бизнеса к государству:
- Власть - это газонокосилка для бизнеса. Раз за разом весь газон ровняет: пять сантиметров - и стрижка. Но есть бизнес, который растет выше. Большой он. Он - не трава. Он - сирень. А сирень нельзя косить каждую неделю - цветов не будет. Так и крупные бизнесы, все наши «Конте», «Санта Бремор» и т.п. Надо, чтобы косилка их объезжала. Для этого они докладывают наверх: «Граждане! Мы - сирень!» - «Сирень? А нам что с того?» - «Так цветочки будут!» Договорились, газонокосилка объехала. Дальше бывает так. Вызывают: «Ты сирень?» - «Сирень!» - «Значит, участвуешь в вальсе цветов. Завтра будь готов» - «Ой, подождите, у меня и цветок еще всего один и вообще…» - «Нет уж - ты или сирень, или газон. Определяйся». Фактически сейчас это и происходит.
Сейчас бизнес, сталкиваясь, например, со спорными вопросами в области налогообложения, обращается к регулятору - МНС, отраслевому министерству - за разъяснением в соответствии с законодательством. Получает эти разъяснения за подписью руководства этих органов. То есть речь уже даже не о спорных вопросах, которые, в соответствии с директивой № 4, пункт 9.1, при нечеткости нормы должны трактоваться в пользу бизнеса. Тут вопрос уже не спорный - есть разъяснения. Но через какое-то время к бизнесу приходят силовики и говорят: законодательство применено неправильно. Бизнес ссылается на полученные разъяснения. А разъяснили вам тоже неправильно, говорят. Мол, мы вам сейчас правильно разъясним.
Доверие к белорусскому экономическому судопроизводству тоже подорвано. Формальная ошибка в документах - запятую не там поставили - и ты даже при отсутствии вины (виновато третье лицо) попадаешь на конфискацию. То есть это и несправедливо, и незаконно. Но решение принимается, а результат - недоверие. И бизнес с этим жил годами. Гражданское же общество прочувствовало это только сейчас. Так что проблема давняя, но она резко обострилась и усугубилась.
Лев ЛЬВОВСКИЙ, старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC - о борьбе с неуплатой налогов и зарплатами в конвертах:
- В последнее время правительство озвучивает ряд старых добрых популистских мер, которые вроде бы уже ушли в историю, но периодически в моменты кризиса они снова появляются. Это все вещи одного порядка: заморозка цен, борьба со спекулянтами и посредниками, борьба с теми, кто платит «зарплату в конвертах»… Однако я хочу обратить внимание на один из важных принципов в экономике: если у вас (государства) не хватает денег, надо заработать больше денег. А не искать, у кого их можно отнять.
Надо сделать все схемы и процедуры максимально простыми и прозрачными. И в этом Беларусь за последние годы добилась успехов. Сегодня зарегистрировать ИП стало гораздо проще, чем это было раньше. Сами же правила должны быть не только прозрачными, но и стабильными. Поскольку если менять Налоговый кодекс раз в месяц, то даже самый добросовестный налогоплательщик будет делать что-то не так, поскольку просто не будет успевать ориентироваться в изменении правил.
Часть наших фирм конкурирует не на внутреннем, а на внешнем рынке. И если наши налоги будут слишком высокими по сравнению с другими странами, то условно белорусская компания по производству мебели не сможет конкурировать с такой же компанией из Польши. В большей степени это относится к тем отраслям, которые мобильны. Согласно этой идее, у нас и были понижены налоги для резидентов ПВТ.
Ну и последнее - это доверие к государству и институтам. Если человек понимает, что выплачивая взносы в ФСЗН, он оплачивает свою будущую пенсию, то у него будет гораздо меньше причин пытаться уклоняться от налогов. А если, наоборот, гражданин страны считает, что государство расходует его налоги не совсем так, как это видит он, например, на какие-то странные проекты, то человек будет менее склонен добровольно платить налоги.