fbpx

Экономисты и представители деловых кругов прокомментировали ситуацию в экономике и своем бизнесе.

 

Ярослав Романчук, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» - о ситуации на валютном рынке в интервью myfin.by:

 

Романчук 1- Так как наша валюта привязана к российской, составляющей 50% валютной корзины, то она естественно будет влиять на курс белорусского рубля, - примерно на такую долю от падения российского он и подешевеет. Но помимо российского фактора у нас есть внутренние, которые, безусловно, тоже оказывают давление на валютный рынок.

 

Оно [снижение курса рубля – ред.] могло быть куда меньшим, если бы внутренние факторы некоторым образом нейтрализовывали внешний (российский прежде всего) негатив, но ситуация прямо противоположная. Белорусский рубль за короткое время упал почти на 12 копеек, и я не вижу причин остановки падения, - только вниз. Возврата к отметке 2,6 не будет.

 

Девальвация белорусского рубля идет не первый год. Все привыкли к его постепенному ослаблению. Это плохо, но все понимают, что такой вариант развития событий наиболее приемлем. Прекрасно осознают это и в Нацбанке, посему уверен, что разовой, или скачкообразной девальвации не будет.

 

Кроме того, пока нет и оснований для таких предположений. Если не будет геополитических потрясений, которые станут влиять на фундаменты макроэкономической и монетарной политики, то скачков не будет. Девальвация будет плавной, «спланированной»: пока монетарная политика Нацбанка предсказуема и последовательна, и пока фискальная политика Минфина предсказуема.


 

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о перспективах ВВП по итогам 2020 г.:

 

курсом Качуровский- «Техническое» правительство Беларуси находится в активном поиске точек роста в экономике. Однако «фантазеров» там не стало меньше. Новый состав Совмина продолжил опыт предшественников, у которых прогнозы обычно расходились с реальностью. Экономические власти демонстрируют оптимизм на уровне 1,8%-ного увеличения ВВП в 2021 г. При этом саркастически замечая, что многие развитые страны планируют выйти на докризисные показатели только в 2022 г.

 

В свою очередь Минфин реалистично смотрит на тренды и оценивает бюджет будущего года с дефицитом не меньше, чем в России (порядка 2%). Но у северных соседей в отличие от Беларуси существует финансовая подушка от нефтегазовых доходов. А внешний госдолг Минска на 1 сентября уже составил 17,7 млрд долл.

 

Действующий бюджет за 8 месяцев текущего года исполнен с дефицитом 0,6 млрд долл. (1,7% ВВП). Изначально он предполагался в размере около 0,35 млрд (0,7% прогнозного ВВП). В Минфине не исключали, что его размер может вырасти до 1,9 млрд. Такой отрицательный балласт не позволяет выйти даже на нулевой рост ВВП в текущем году.

 

Правительство продолжает декларировать странный «оптимистический» прогноз на базе неблагоприятных стартовых условий. Другие аналитические центры называют более скромные оценки в отношении перспектив белорусской экономики. Так, эксперты ЕБРР в обновленном октябрьском макроэкономическом прогнозе «Региональные экономические перспективы» считают, что ВВП Беларуси в этом году сократится на 3,5%, а в следующем вырастет только на 1%. МВФ прогнозирует сокращение ВВП на 6%, Всемирный банк - на 4% (с ростом на 1% в 2021 г.). Аналитическое рейтинговое кредитное агентство (АКРА) также ожидает ухудшения экономической ситуации в Беларуси в текущем году (до минус 4-6 %).


 

Виталий ГРИНЬ, PR-консультант - о том, как продвигать бренды в условиях затянувшегося политического кризиса:

 

как гринь- Нейтралитета больше нет, и в обозримом будущем не предвидится! Весь публикуемый контент, любая рекламная кампания, все равно будут пропускаться аудиторией через призму происходящих в стране событий. Эмоциональная вовлеченность в общественную жизнь сейчас кратно выше вовлеченности в потребление. И если международные бренды-гиганты, десятилетиями выстраивающие связь с аудиторией, могут рассматривать вариант некой «паузы», «радиомолчания» и последующей «реанимации» с помощью долгих и ярких социальных проектов, то небольшим национальным компаниям предстоит сделать нелегкий выбор.

 

И это не выбор в том смысле, чтобы стать на сторону одной или другой части аудитории! Это выбор: стать на сторону рынка или на сторону регулятора, арбитра? Это вызов, ответ на который определит не только благополучие бренда в будущем, но и, пожалуй, саму возможность его существования в новых реалиях. Выбрать осторожную, неловкую, нейтральную коммуникацию не получится. Посреди шторма такой просто не существует - скорее всего, вы будете раздражать и народ, и регулятора.

 

Будем откровенны: безопасных стратегий коммуникации почти не осталось, разве что «партизанская» форма поддержки негосударственных СМИ. Все знают, что медиа сейчас испытывают колоссальные трудности: это и действия государства, и коронавирусный кризис, и общее падение рекламных бюджетов. Например, целый банковский сектор получил недвусмысленную рекомендацию: отозвать все бюджеты из независимых СМИ. Ваш бизнес пока такой рекомендации не получал, а это значит, что вы можете разместить там баннер, купить рекламную интеграцию, нативный материал… Вы можете сделать для таких медиа предоплату, не просить у них сезонную скидку, не пользоваться их уязвимостью и низким рынком - это запомнят, поверьте! И, как минимум, когда в ваш дом придет зима, рядом будут медиа, которые всегда платят свои долги.

 

Если у вас нет приемлемой коммуникационной тактики, - потому что нельзя сейчас писать «Отличные новости! Распродажа керамической плитки…», - просто напишите пару слов поддержки для журналистов. Например: «Нам не нужна реклама, мы и так отлично справляемся с продажей плитки. Мы просто хотим поддержать любимый сайт и подарить читателям минуту тишины». Или просто поставьте заглушку в виде логотипа - читатели все поймут. Поверьте: белорусы не ждут от вас геройства, достаточно будет элементарной порядочности.