fbpx

Представители деловых кругов комментируют ситуацию в экономике страны и своем бизнесе.

 

Максим МАРИНИЧ, руководитель маркетплейса Deal.by - об увеличении доли онлайн-продаж:

 

рынки маринич- Мы помогаем предпринимателям продавать в интернете и видим, что оба фактора - непростая эпидемиологическая и экономическая обстановка - сработали комплексно. Люди стали реже посещать офлайн-магазины: доходы малого и среднего бизнеса упали. При этом у предпринимателей остались обязательные выплаты, которые привязаны к курсу доллара - арендная плата и поставки. Сложно сказать, какой фактор повлиял сильнее - они просто усугубляют друг друга. Спрос перетекает в онлайн и многие предприниматели стараются двигаться вслед за ним. Параллельно они «чистят» ассортимент, добавляют более актуальные товары, пересматривают статьи расходов.

 

Из-за пандемии покупательский спрос переместился в интернет. По данным Deal.by, в апреле 2020 г. белорусы сделали на 79% больше заказов онлайн, чем год назад. Средний чек на одну покупку за этот период вырос на 13%: со 116 до 130,5 руб. На 1 мая 2020 г. самыми популярными категориями по количеству заказов являются: дом и сад, красота и здоровье, техника и электроника, авто-, мото- и детские товары.

 

Несмотря на общий рост онлайн-заказов, многие сферы почувствовали спад. Белорусы стали меньше покупать канцтоваров и школьных принадлежностей, а также оборудования и товаров для клининга, развлекательных мероприятий, туристических услуг и horeca (сфера обслуживания - Ред.). Но самое главное - некоторые бизнесы признают, что рост онлайн-продаж не перекрывает спад в офлайне. Ситуация быстро меняется и верная стратегия сейчас - развивать онлайн, концентрироваться на ходовом ассортименте, сокращать расходы и создавать «подушку безопасности».

 

Электронная коммерция ежегодно прирастает на 0,3% к розничному товарообороту. В этом году прирост будет больше - скажется перетекание спроса из офлайна. Традиционно среди самых популярных категорий окажутся товары для дома и сада, техника и электроника и детские товары. В лидерах будут медицинские товары и расходные материалы: только за первые четыре месяца этого года они выросли в 8 раз по сравнению с январем-апрелем 2019-го. Категория «продукты питания» вырастет значительно сильнее, чем в прошлом году - на 40-50%. Онлайн-оплаты и популярность курьерской доставки тоже увеличатся.


 

Игорь УФИМЦЕВ, директор ООО «Энергия», представитель компании Ahmad tea (Великобритания) и компании Coffe Corsini (Италия) - о том, как регулирование цен едва не парализовало работу импортеров:

 

рынки уфимцев- В марте-апреле 2020 г. мы пережили настоящий шок от госрегулирования цен. В дистрибуции это дало большое падение продаж в апреле на фоне резкой девальвации в марте, что привело к значительному ухудшению экономической ситуации в компании.

 

Последние три года мы боролись за увеличение доли рынка. Наше присутствие на рынке росло, цены мы старались не поднимать, так как покупатель в последнее время стал более чувствителен к их повышению. В итоге работали почти в ноль, надеясь в этом году наверстать упущенное. И первый квартал в этом смысле обнадеживал. Ну а дальше - все знают: девальвация национальной валюты, государственное регулирование цен, и почти месяц мы не могли полноценно работать. Ну и, конечно, эпидемия… Понятно, что она не способствует росту продаж - население в такой ситуации не бежит скупать чай и кофе. А проводить акции по стимулированию продаж на фоне заморозки цен было нецелесообразно, что в целом привело к падению продаж более чем на 50%.

 

Как и все в нашей отрасли, мы сократили рабочую неделю, где смогли - согласовали уменьшение арендных платежей и других затрат, ввели гибкий график. Кто мог - перешел работать на «удаленку». Так как отгрузки упали, изменили график развозки. Но персонал не сокращали! Более того, мы даже подтвердили трудоустройство для молодых специалистов, направленных к нам на работу.

 

Главные риски сейчас, на наш взгляд, связаны с начавшимся мировым экономическим кризисом, госрегулированием цен и продолжающейся эпидемией, как у нас, так и в соседних странах, и связанное с этим падение покупательской способности.

 

 Перспективы мы видим в работе над повышением производительности труда и уменьшением себестоимости продаж, чтобы качественная продукция - любимый в нашей стране уже более четверти века чай Ahmad tea, сделанный в лучших британских традициях, как и элитная арабика от итальянской компании Coffe Corsini - были доступны нашим гражданам.


 

Сергей ВАРИВОДА, руководитель СООО «Интеллект-Лизинг», член Совета Ассоциации лизингодателей - о ситуации в сфере лизинга автотехники:

 

рынки Варивода- Любой кризис обостряет борьбу за ресурсы в экономике. Нынешний - особенно. Мне часто приходится слышать от руководителей компаний и лидеров бизнес-союзов требования - «понять и простить» лизинговые платежи субъектам предпринимательства и гражданам.

 

На это приходится отвечать, что мы - т.е. лизинговая организация - такой же субъект малого бизнеса. А если говорить точнее, правовым языком, то СООО «Интеллект-Лизинг» - микроорганизация с двенадцатью работающими. У нас тоже есть свои кредиторы. И это не только банки, но и обычные граждане, которые доверили нам свои сбережения, купив облигации лизинговой компании. Не думаю, что нашим кредиторам понравится идея об отсрочке расчетов по обязательствам с ними.

 

Тем не менее, процесс пошел, и еженедельно мы рассматриваем несколько обращений лизингополучателей с просьбой существенно снизить или отсрочить платежи. Пока финансовые возможности позволяют - идем навстречу. Кстати, за этими обращениями и реакцией на них предприятий лизинговой отрасли внимательно наблюдает Национальный банк. Ежемесячно лизингодатели предоставляют регулятору отчетность о работе с должниками, попавшими в сложную финансовую ситуацию.

 

Проблемы отрасли типичны для всей экономики. В первую очередь, это резкое сжатие спроса на предметы лизинга. Сильнейший удар по отрасли был нанесен внезапной девальвацией национальной валюты. Объем финансовых потерь от обвала «зайчика» (извините, но после очередных несбывшихся надежд наш рубль снова достоин лишь такого наименования) зависит от структуры активов лизинговой организации. Те лизингодатели, кто сумел переложить валютные риски на лизингополучателей, чувствуют себя комфортно, зато пострадали их лизингополучатели.

 

СООО «Интеллект-Лизинг» работает преимущественно в сегменте транспортных средств. Падает автомобильный рынок, падаем и мы. Тем не менее главной угрозой для финансовой стабильности компании является отнюдь не падающий спрос. Главное, чтобы наши лизингополучатели сохраняли способность обслуживать свои обязательства и платить по счетам. Пусть даже и с нашей помощью.