Налоговый маневр и убытки от него не посчитал только ленивый, а наш эксперт предлагает искать позитивную составляющую в складывающейся ситуации. Белорусские законодатели подготовили хороший подарок предпринимателям – приняли изменения в законодательство, направленные на декриминализацию экономических преступлений. Чем меньше иностранная валюта присутствует в расчетах и используется в качестве «привязки» для определения платежей, тем сильнее наша экономика – полагает научный сотрудник.
Как налоговый маневр России обернуть на пользу Беларуси
– Основным событием считаю отсутствие договоренности с Россией о компенсации налогового маневра. Мне это видится, как ни парадоксально, с положительной точки зрения, – заявил старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. – Только ленивый не посчитал убытки от налогового маневра за 6 лет. Считаю, что отсутствие компенсации – это серьезный сигнал, который руководство страны впервые получило за 25 лет. Это – веский стимул, чтобы заняться глубокими структурными реформами, начать менять всю модель, серьезно диверсифицировать внешнюю торговлю.
Четверть века белорусская промышленность держалась на трех китах – двух НПЗ и экспорте калийных удобрений. Это позволяло экономике как-то жить. Все остальные предприятия – всего лишь некий фон. И то, нефтепеработка существовала при условии известных преференций. Символично, что первый тревожный звоночек прозвучал еще до переговоров по налоговому маневру: в прошлом году НПЗ оказались убыточны. В сложившейся ситуации можно либо плакаться и безуспешно пытаться что-то выторговать, либо слезать с нефтегазовой иглы и реформировать экономику.
Работать и инвестировать без страха
Самое главное – Палата представителей приняла изменения в Административный, Уголовный и Налоговый кодексы. Прежде всего, я отметил бы декриминализацию экономических преступлений, – говорит первый заместитель председателя Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич. – Во-первых, изменились границы крупного и особо крупного размера, во-вторых, декриминализуются деяния, не представляющие большой опасности, не повлекшие причинения реального вреда. Принято решение об отмене 488-го указа. Значит, то, о чем мы давно говорили: бизнесмену не место в тюрьме, становится реальностью. Также предлагает исключить из Уголовного кодекса наказание в виде общей конфискации, применяться будет только специальная в отношении имущества и доходов, полученных преступным путем. Это очень важно, потому что прежние нормы УК, правоприменительная практика серьезно отпугивали инвесторов, сковывали инициативу отечественных бизнесменов.
Думаю, что все эти новации стали возможными, в том числе потому, что законодатели и власть услышали голос бизнес-сообщества. Знаю, что некоторые недовольны, мол, не все предложения приняты. Полагаю, что лучше двигаться пошагово, сразу резко все менять тоже не совсем правильно. Так что пока делаются первые практические шаги в вопросах либерализации бизнеса. Нужно и дальше двигаться в этом направлении, создавать такие условия, чтобы бизнесмены не боялись работать, инвестировать.
Новый «поход» против долларизации
– Важным экономическим событием месяца считаю дальнейшие шаги Нацбанка по дедолларизации экономики, в частности, запрет госрегулятора на выпуск корпоративных валютных облигаций белорусскими предприятиями и банками, а также анонсирование планов по минимизации использования иностранной валюты в расчетах и в качестве «привязки» для определения платежей, – говорит научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Олег Мазоль. – Новый «поход» против долларизации в Беларуси начался после валютного шока 2014 года.
Высокий уровень долларизации характерен для стран, которые можно охарактеризовать как малые открытые экономики, что вполне соответствует и Беларуси. Более того, для нашей страны свойственны все три формы долларизации, включая долларизацию расчетов, реальную (привязка к иностранной валюте зарплат, ценообразования на товары и услуги) и финансовую (номинирование кредитов и депозитов в иностранной валюте).
Данный экономический феномен уже стал системным вызовом для монетарной среды Беларуси. Высокий уровень долларизации снижает эффективность монетарной политики Нацбанка (влияние инструментов ЦБ на наличное денежное обращение), способствует расширению теневой экономики, что, в целом, ухудшает состояние государственных финансов и ограничивает процесс макроэкономической стабилизации в стране.
Дальнейшие шаги национального регулятора по дедолларизации экономики и их эффективность будут зависеть от уровня инфляционных ожиданий, прироста золотовалютных резервов, повышения степени доверия к национальной валюте и главное – от достижения внешнего равновесия с учетом высокой зависимости между внешними (российскими) и внутренними экономическими шоками. К мерам по снижению степени корреляции внутренних и внешних шоков можно отнести стимулирование географической диверсификации экспорта и импорта, стимулирование роста доли добавленной стоимости в белорусском экспорте (за счет изменения продуктовой корзины) и ограничение оттока трудоспособного населения и капитала за рубеж.
В то же время, в условиях высокой степени долларизации белорусской экономики несоблюдение указанных выше предпосылок может опять привести к финансовому и последующему экономическому кризису, обернувшись еще большим усилением долларизации экономики Беларуси.