Новый состав правительства – самое обсуждаемое событие в прессе, соцсетях и на кухнях. Не исключение и наши эксперты, которые связывают с новыми лицами в Совмине большие надежды.
В финансовой сфере заметным событием стали новации в законе о кредитных историях. Теперь банки не только будут все знать о своих клиентах, но и смогут защитить их от излишней долговой нагрузки.
Наши беды: неумелое управление и неэффективный контроль
– Безусловно, самое значимое событие – смена правительства. Глава государства принял очень смелое решение, – полагает Наум Кац, генеральный директор ООО «Батичелли» и ООО «FMR-Инвестмент Групп, кандидат экономических наук. – Назначена команда грамотных специалистов, все они разные. Очень многое зависит от Сергея Румаса, как он сможет управлять этим коллективом. Интрига в том, что это не он подбирал себе команду, а ему ее дали. Время покажет, как они справятся с главными проблемами экономики.
В чем я вижу проблемы? Прежде всего, неэффективность наших больших предприятий. У нас 80% государственных заводов, из них 80% работают неэффективно. Это уже вирус. Наша компания занимается консалтингом, и мы решили вычислить эту бациллу, ведь когда есть диагноз, можно назначать лечение. Так вот, классическая схема, это когда 70% средств тратится на основное производство, зарплату, 20% – на процессинг, 10% – свободные средства предприятия. Мы просчитали эти цифры на примере нескольких предприятий и взялись за голову: на процессинг тратят 50% и более, а на разницу между этими цифрами берут кредиты. Получается, что купили за 10 руб., продали за 7, а на 3 взяли кредиты. Причину такого положения дел вижу в неумении управлять и контроле за процессом, а не за результатом.
Контролировать нужно результат! Схема очень простая – три контрольные цифры: объем реализации, сумма уплаченных налогов и разница между реализацией и поступлением на расчетный счет. Реализация – это еще не оплата! У нас есть такие крутые экспортеры – все отгружают и отгружают, а денег все нет и нет.
Многие видят панацею в приватизации предприятий. Я считаю, что абсолютно прав Александр Лукашенко, которого нельзя назвать большим сторонником приватизации. У нас нет бизнесменов, имеющих средства купить МТЗ, и нет компетенций, чтобы потом управлять этим предприятием. Но есть хорошее предложение: пусть иностранцы войдут в совет директоров, и белорусские специалисты получат успешный европейский управленческий опыт. Мои знакомые немецкие инвесторы говорят: «Сегодня нам не интересен ваш МАЗ за €400 млн, мы можем купить и за € 5 млрд, но такой завод, какой нужен нам».
Думаю, если получится найти баланс между правительством «рыночников», осторожностью и взвешенностью решений Президента, наша экономика начнет подниматься.
Кредитные истории обрастают подробностями
– Вступление в силу основных положений Закона Республики Беларусь от 13.11.2017, № 66-3 О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» имеет большое значение для финансового рынка нашей страны, – говорит Анастасия Лузгина, кандидат экономических наук, заместитель административного директора по развитию Центра экономических исследований «БЕРОК». – В соответствии с документом расширяется перечень данных, которые будут передаваться в кредитное бюро.
Так, в общей кредитной задолженности каждого субъекта кредитных отношений будут учитываться задолженность по договорам лизинга, факторинга и договорам уступок требований при проведении факторинговой операции. Кроме того, в законе уточнен перечень данных, которые предоставляются в кредитное бюро по возобновляемым кредитным линиям и овердрафному кредитованию. Помимо прочего, документом более четко прописан учет связи договоров поручительства и гарантии с кредитными договорами, по которым они служат обеспечением. Принятые уточнения позволят банкам и небанковским кредитно-финансовым учреждениям более четко оцениваться своих заемщиков. Исходя из того, что Нацбанк уже неоднократно обращал внимание на ускоренный рост потребительского кредитования, данный нормативный акт снизит кредитные риски банков. Ранее, кредитные учреждения могли не всегда обладать полной информацией о совокупной задолженности конкретного клиента.
Таким образом, нововведения, с одной стороны, защищают физических и юридических лиц от формирования чрезмерной долговой нагрузки, когда большая часть дохода может уходить на выплаты по кредитам. С другой стороны, закон повышает устойчивость банковской системы, так как сокращает вероятность роста доли плохих долгов.
Тюрьма – не место для бизнесменов
– Вряд ли найдется человек, который скажет, что в августе было что-то важнее, чем назначение нового правительства. Думаю, это даже будет самым важным событием нынешнего года, – говорит Олег Гайдукевич, первый заместитель председателя Либерально-демократической партии Беларуси. – Новое правительство, налоговый маневр россиян в нефтяной отрасли, посол России в Беларуси в статусе спецпредставителя – все это звенья одной цепи.
Мы написали письмо Александру Лукашенко с предложением дать статус спецпредставителя и будущему послу Беларуси в России. Это поспособствует динамике отношений между странами, гораздо быстрее и проще будут решаться многие хозяйственные споры.
Мы много лет говорили о декриминализации экономических преступлений. И очень отрадно, что одно из первых заявлений нового первого вице-премьера как раз касается мер пресечения на время следствия в отношении бизнесменов. Напомню, Александр Турчин заявил, что нужно применять залог, подписку о невыезде, но даже если руководство под следствием, фирма продолжает работать в обычном режиме. Тогда бизнесмены не будут бояться инвестировать, исчезнет страх сделать ошибку. За экономические преступления нужно наказывать рублем, а не лишением свободы. Самым тяжким экономическим преступлением я считаю вывод денег за пределы Беларуси. Наказание должно быть соразмерно преступлению. Но тюрьма – не место для бизнесменов. Они приносят пользу стране – создают рабочие места, платят налоги. И государству во всех отношения выгоднее наказывать бизнесмена рублем – казна пополняется, нет имиджевых потерь и нет страха у инвестора. В тюрьму нужно отправлять чиновников-взяточников, потому что они подрывают доверие к государству.
С новым правительством я связываю большие надежды. Многих из нового состава Совмина лично знаю и могу отметить их высокий профессионализм. А то, что премьером назначен Сергей Румас – это очень грамотный ход, потому что банкир знает экономику лучше любого хозяйственника.