Антон БОЙКО

По словам отечественных чиновников, вступление в Таможенный союз с Россией и Казахстаном даст импульс развитию логистической отрасли. В ближайшее время в Беларусь из сопредельных государств должны плавно перетечь транзитные потоки, а за строительство объектов инфраструктуры начнется конкурентная борьба между иностранными инвесторами. Прокомментировать реалистичность подобных ожиданий редакция попросила директора ООО «СТА Логистик» Сергея Капустина.
 
- Гипотетически вступление в ТС дает основания для прогнозов роста транзитных грузопотоков. На практике мне пока не известны случаи массового перехода российских импортеров на работу через белорусские компании.
Ситуация не изменится в лучшую сторону, пока не удастся уладить наиболее актуальные проблемы отрасли. Мы не сможем перетянуть транзитные потоки до тех пор, пока в Беларуси не появится складская инфраструктура для обработки и хранения товара. Более того, даже строительство подобных объектов не станет гарантией притока валюты в страну. В настоящее время арендные ставки в странах Балтии и РБ различаются в 3-4 раза! Может ли быть подобное предложение интересно грузоперевозчику?
Гораздо выгоднее выглядит Прибалтика и с точки зрения условий транзита товара. Если мы хотим увеличить число клиентов, то должны упростить процедуру возврата неправильно оформленных и доставленных товаров. Около 2-3% всех поставок идут с разными осложнениями и повреждениями. Подобные инциденты в странах с условиями благоприятствования для развития логистики и транзита на 100% решаются в пользу владельца груза. У нас «светит» конфискация товара…
Если не устранить вышеописанные трудности, наивно ожидать и вала инвестиций в строительство логистических центров. В настоящий момент мне представляются массовые упоминания о крупных проектах только «пиаром». Реальная работа мало где началась.
Безусловно, вступление Беларуси в Таможенный союз подняло интерес потенциальных инвесторов, но любого бизнесмена интересуют стабильные, понятные и долгосрочные законы и практика их применения. Срок окупаемости подобных объектов - от 10 до 20 лет, т.е. существует необходимость все детально просчитать. Сегодня как раз проводится оценка факторов риска. Если процесс создания ТС пойдет в сторону реальной экономической интеграции, только тогда появятся заинтересованные инвесторы. В то же время вряд ли Россию устроит отток части клиентов. Наверняка наши соседи предпримут усилия по сохранению текущей ситуации. Поэтому гарантировать бум строительства ТЛЦ преждевременно.
Остается неясной ситуация с перспективами отечественных субъектов хозяйствования. Приток капитала определит новый расклад среди участников рынка, что неминуемо приведет к утрате доли белорусских компаний на рынке. Без средств для инвестирования отечественному бизнесу будет трудно устоять перед волной экспансии крупных зарубежных компаний.
Наивысшие шансы выжить - у отечественных автоперевозчиков. Эти компании являются фактическими исполнителями услуги доставки грузов, и без них никак не обойтись. Скорее всего, выстоят в борьбе и экспедиторы, уровень которых сравним с российскими структурами.
Наиболее сложная ситуация у белорусских таможенных агентств. В РФ уже достаточно давно таможенные брокеры обеспечивают ответственность в размере около 1,25 млн. евро. Как смогут довести уровень своих активов или решить иным путем этот вопрос белорусские структуры, я пока судить не берусь.
В настоящий момент игроков рынка складской логистики практически нет, т.е. говорить здесь о конкуренции с российскими компаниями не имеет смысла. В равной степени подобная ситуация относится и к услугам дистрибуции по стране.