Игорь КАБАЛИК

Несколько лет назад в Лондоне побывала правительственная делегация Республики Беларусь во главе с премьер-министром, принявшая участие в инвестиционном форуме. К главе правительства обратились представители ряда западных компаний с предложениями инвестирования в экономику республики капиталов, на которые хотели бы создать транспортно-логистические центры.

По сообщениям центральной прессы, указанное предложение «нашло горячий отклик у руководства страны». В течение последующих двух лет в СМИ то и дело появлялись репортажи о том, что в той или иной точке республики создаются такие центры и о выгоде их для государства. Как же на самом деле обстоит дело по прошествии этих двух лет?
Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что дальше разговоров дело не пошло. Ни один подобный центр не заработал (в том понимании, в каком они существуют на территории Евросоюза).
Если что-то и есть, то это регистрация обычных транспортных фирм по перевозке грузов, которые наши чиновники помпезно именуют логистическими центрами. Все это делается для того, чтобы отчитаться о проделанной работе. Автора могут обвинить в преувеличении, но это не голословное утверждение. Об этом свидетельствует и постановление Совета Министров от 9.04.2010 г. №538 «О некоторых вопросах работы с обращениями инвесторов в РБ», вышедшее по истечении двух лет. Этот документ в самом начале, по сути, констатирует необходимость «усиления контроля работы с обращениями инвесторов в связи с установившимися случаями непринятия по ним оперативных решений».
Таким образом, можно говорить о выработанном у чиновников механизме - как «торпедировать» любое решение и при этом уйти от ответственности.
Во-первых, напрямую проигнорировать - можно остаться без должности! Нужно создать видимость выполнения. Для этого ими создаются так называемые «рабочие группы», в которые включаются представители всех заинтересованных сторон. Белорусские члены этой «рабочей группы» начинают совершать поездки в страну инвестора (естественно, за его счет) с целью «ознакомления с возможностью инвестора». Это продолжается, пока не надоест принимающей стороне. После этого члены «рабочей группы» с белорусской стороны констатируют, что «…в ходе работы рабочей группы не было достигнуто взаимопонимание по ряду вопросов…» и отчитываются этой бумагой перед руководством. Оно, констатируя факт «отсутствия взаимпонимая между сторонами», создает «согласительную комиссию», в которую включают представителей белорусской стороны, но уже на более высоком уровне. И опять поездки, подписание ничего не значащих промежуточных протоколов. В конце концов, иностранному инвестору надоедает эта волокита с оплатой гостевых поездок и сувениров, и он просто отказывается от своей идеи. Вот это и нужно чиновнику. По заграницам поездил, своей подписи нигде не поставил - значит, ни за что и отвечать не придется. А зарплата идет, пенсия все ближе. Что еще нужно для счастливой старости?!
Наблюдая этот процесс и общаясь с инвесторами, я пришел к убеждению, что и вышеупомянутое постановление относится к категории «мертворожденных». Казалось бы, создается механизм противодействия бюрократам. В п.1 регламентирована работа с инвесторами: в течение 3 дней с даты их обращения должны быть проведены переговоры, а не позднее 2 дней после этого необходимо направить протокол в Совет Министров РБ с указанием ответственных исполнителей и сроков исполнения, не превышающих 1 месяц с даты обращения инвестора. Но это не ускорит процесс, так как в документе не указано, что в эти сроки и этими лицами должны быть переданы инвестору все необходимые бумаги. По заведенной схеме на местах все начинается с создания «рабочей группы», и круг замыкается.
О значимости данной проблемы для государства свидетельствует и тот факт, что ею заинтересовался глава государства. Им подписан Указ от 25.05.2010 г. №273 «О создании государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации». В нем сказано, что оно организуется «в целях совершенствования работы по привлечению инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов… и обеспечения взаимодействия инвесторов с республиканскими органами».
Однако новый орган стал преемником республиканского унитарного предприятия «Национальное инвестиционное агентство», которое занималось подобными вопросами, однако о каких-либо значимых результатах мы ничего не слышали. Но чиновники остались и теперь, как сказано в Указе, «путем преобразования», автоматически перейдут в новое агентство и будут в нем так же «плодотворно» трудиться. Основание утверждать это дает имеющаяся в документе ссылка (п.2.1), которая сводит на нет весь смысл преобразований. В нем сказано, что агентство «…уполномочено на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций… без заключения договора в соответствии с законодательством».
Что это означает на практике? Придет инвестор с желанием вложить деньги. Его примут и будут вести переговоры в соответствии с вышеприведенными нормативными актами. Когда дело дойдет до подписания договора, ему заявят: «Извините, у нас нет на это полномочий!» И бизнесмен останется в недоумении: зачем я вел переговоры все это время? Неужели в своем отечестве у него нет собеседников, с которыми можено было бы по-светски поболтать о том, о сем?..
Думаю, все понимают, что только внутренними инвестициями экономику на уровень развитых стран не поднять. Но иностранные капиталы пока остаются за «скобками» принимаемых государственными органами решений. В постановлении Совета Министров от 25 мая 2010 г. №787 «Об инвестиционном развитии организаций Министерства промышленности в 2010 г.» для 192 предприятий запланированы инвестиции на сумму более 1,9 трлн. руб., или в среднем почти 10 млрд. на каждое. Все ли они смогут изыскать средства в условиях преодоления финансового кризиса? Возможно ли и в каких объемах привлечение иностранных капиталов? На эти вопросы постановление ответа не дает.
Часто авторов подобных публикаций упрекают в том, что они критикуют, ничего не предлагая. В данном случае после двухгодичного общения с теми, кто хотел вложить деньги в экономику республики, вношу предложение. Нужно выслушать инвестора в течение времени, указанного в п.1 постановления Совета Министров №538 и под заключенный рамочный инвестиционный договор выделить земельный участок на праве аренды.
И в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь» ЗАБЫТЬ об инвесторах на два года - на такой срок устанавливается мораторий на проверки в отношении предприятий с иностранными инвестициями. И чтобы за этот период ни один чиновник, ни один проверяющий не показывался на этой территории. Пусть инвесторы строят по своим стандартам с привлечением собственных специалистов. Только так западные технологии могут прийти в республику, поскольку, как показала практика, их «адаптация» к нашим стандартам губит дело.
Через два года в случае успешного становления предприятия мы получим нового налогоплательщика и работодателя. Но даже если опыт окажется неудачным, то все равно это окажется дешевле, чем два года говорить об инвестициях и ничего не делать. Ведь весь этот период в бюджет будут поступать платежи за арендуемые земельные участки.