Современная мехатроника позволяет осуществить самые фантастические планы.

Справка «Директора»

Николай Янкевич окончил механико-математический факультет БГУ с отличием в 1983 г., а затем аспирантуру    АН БССР. Трудовую деятельность начал в Институте проблем надежности и долговечности машин АН БССР, где прошел все ступеньки: от аспиранта до первого заместителя генерального директора ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси». Кандидат технических наук, тема научных исследований - планетарно-цевочные механизмы.

В ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» Н. Янкевич работает с 2009 г.        Руководил филиалом «Оптрон-Цикло», а в 2016 г. назначен на должность генерального директора.

Богатый потенциал «Оптрона»

pereg

- За свою 35-летнюю историю ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» несколько раз меняло ведомственную подчиненность и организационно-правовую форму. Сегодня предприятие аккредитовано как научная организация и находится в ведении НАН Беларуси. Мы специализируемся на разработке и изготовлении высокотехнологичной инновационной продукции в области механики и мехатроники, высокоэффективных изделий для предприятий агропромышленного комплекса, пожарного оборудования и персонального электрического транспорта, - рассказал Николай Григорьевич, генеральный директор ОАО «Приборостроительный завод Оптрон». - Наличие современного оборудования и кадрового потенциала позволяет осуществлять полный замкнутый цикл: от разработки до выпуска наукоемкой продукции.

Широкий ассортимент «традиционной» продукции ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» сегодня востребован во многих отраслях народного хозяйства. Например, в промышленности применяются планетарно-цевочные моторы-редукторы и редукторы различных типоразмеров, героторные насосы, узлы приводные для приборов и механизмов с точным позиционированием, электродвигатели постоянного тока для легких транспортных средств и др.

По словам руководителя, специалисты предприятия системно занимаются выпуском серийной продукции, повышением ее технического уровня, расширением номенклатуры и модельного ряда изделий. Отличный пример такой работы - разработка и освоение серийного производства типоразмерного ряда стволов пожарных ручных универсальных нового поколения, по техническим характеристикам соответствующих мировым стандартам. Эти уникальные изделия предназначены для формирования, регулирования расхода и направления компактной или распыленной струи воды, создания защитной водяной завесы при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

pereg10

Устойчивым спросом пользуются машины и оборудование для агропромышленного комплекса. На предприятии налажен серийный выпуск электрифицированных транспортных устройств для использования в технологическом процессе выращивания овощей в парниково-тепличных условиях (тележки-подъемники электрифицированные), посевной техники (агрегат комбинированный посевной «АКП-4», сеялки комбинированные овощные «СКО-4/6»). Это позволило фермерским, крестьянским и парниково-тепличным хозяйствам республики отказаться от приобретения данного вида продукции по импорту (главным образом, в Голландии и РФ). Производство и реализация импортозамещающей продукции, по предварительным расчетам, позволили сэкономить отечественным предприятиям более 1,3 млн. долл. И работа в этом направлении продолжается.

Справка «Директора»

ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» создано в 1983 г. как опытно-производственное предприятие по изготовлению уникальных физических приборов и оборудования для Академии наук СССР. На предприятии освоены различные технологические направления: механическая обработка металлов и неметаллов, сборочно-монтажное производство, нанесение разнообразных гальванических и лакокрасочных покрытий. Сегодня здесь работают около 200 человек, почти каждый третий из них занимается научно-технической деятельностью и производством инновационной продукции. 

С ветерком, на мотор-колесе…

Прошлый год ознаменовал начало нового этапа в развитии ОАО «Приборостроительный завод Оптрон». По поручению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко НАН Беларуси приступила к реализации комплекса работ по созданию отечественных образцов персональных электрических транспортных средств (ПЭТС), в рамках которых предприятие анонсировало выпуск широкой линейки продукции на базе мотор-колеса: велосипедов, самокатов и скутеров.

pereg4

- Речь идет о своеобразном техническом гибриде, который совмещает решение экологических и транспортных проблем современного мегаполиса. В связи с введением все более жестких норм на содержание вредных веществ в двигателях внутреннего сгорания в последнее время значительный интерес вызывает именно разработка электрических транспортных средств. Сегодня в странах Скандинавии до 30% транспорта - на электротяге, в Китае - порядка 20%. Поэтому будущее - за персональным электротранспортом, - уверен Н. Янкевич.

В IV квартале 2017г. на предприятии разработали конструкторскую документацию и изготовили макетные образцы мотор-колеса с различными техническими характеристиками, опровергнув мнение, что на одном колесе далеко не уедешь… В результате были собраны и продемонстрированы действующие прототипы ПЭТС (2-колесный электровелосипед с задним и передним приводами, 3-колесный электровелосипед с оригинальной трансмиссией, электроскутер и др.).

Опора на собственные силы

Сегодня для Беларуси весьма актуален лозунг, выдвинутый руководством компартии КНР в 1945 г., который обеспечил технологический скачок и стремительное развитие экономики страны, со временем ставшей одним из мировых лидеров.

Беларусь в следующем году планирует ввести в строй первую очередь АЭС в Островце и взяла уверенный курс на развитие собственного электротранспорта.

- Придерживаясь девиза «Перегнать, не догоняя», т.е. взять на вооружение лучшее из научной мировой практики и использовать с учетом своих реалий, мы изучаем зарубежный опыт и, опираясь на него, разрабатываем собственные модели ПЭТС, адаптированные к отечественным условиям эксплуатации. К примеру, представленная в конце прошлого года пилотная модель городского электровелосипеда изменила свои концепцию и дизайн: он стал складным и более легким, запас хода с использованием системы помощи педалями увеличился до 60 км, вес не должен превышать 20 кг. Такой электровелосипед легко можно сложить и проехаться с ним в общественном транспорте или, положив в багажник автомобиля, выехать на природу, а в зимний период он не займет много места в квартире, - поделился Н. Янкевич.

Основную задачу ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» видит не в слепом тиражировании импортной продукции (в первую очередь китайской), а в постоянной разработке и обновлении конкурентоспособных технологических решений - с последующей продажей лицензионных соглашений на экспорт, возможно, размещением производства отдельных компонентов на других предприятиях Респуб­лики Беларусь. ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» располагает квалифицированным рабочим и инженерным персоналом, около 60 тыс. кв. м производственных площадей и 6,7 га территории, что при закупке необходимых технологических линий позволит организовать на своей базе серийный выпуск данного вида продукции.

Поэтому доминирующим сегодня здесь считают опору на отечественные инновационные разработки. Во-первых, это собственная модель мотор-колеса: созданы действующие прототипы в диапазоне мощностей 0,25-1 кВт с перспективой выхода на 4 кВт. Во-вторых, управляющий контроллер и программное обеспечение также воплощают ряд инновационных идей, делая процесс передвижения максимально комфортным как в режиме оздоровительной велопрогулки, так и при необходимости быстрой транспортировки пассажиров и грузов. Предусмотрена и возможность управления системой со смартфона.

От электровелосипеда до электроскутера

Сегодня на базе ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» фактически создан инновационный кластер, аналогичный Парку высоких технологий, только в области мехатроники, ставшей основой интеллектуальной техники нового поколения.

- В реализации программы разработки отечественного персонального электрического транспорта участвуют многие структурные подразделения Национальной академии наук Беларуси, а ход работ лично контролирует председатель ее Президиума, академик Владимир Гусаков,- сказал руководитель предприятия.

В ближайших планах - создание республиканской автоматизированной системы проката персонального электрического транспорта для городских населенных пунктов по принципу работы Минского метрополитена (единая транспортно-логистическая система, привязка к его станциям), туристических и парковых зон, реализация в 2019 г. программы развития беспилотного электротранспорта для коммунальных служб, аграрного сектора и субъектов предпринимательства.

- Мы прекрасно понимаем, что сегодня недостаточно разработать и произвести персональный электрический транспорт, необходимо еще сделать его востребованным, заинтересовать потребителя не только новшествами и высоким качеством, но и своей доступностью! Опираясь на мировой опыт, предприятие разрабатывает программу по созданию элемента автоматизированной системы проката ПЭТС на базе Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Сейчас городские парки республики обслуживаются коммунальным и служебным транспортом с двигателями внутреннего сгорания, что наносит вред экосистеме парков и особенно Ботаническому саду, где собраны редкие виды растений. Посетители передвигаются пешком на дальние расстояния и не могут посетить все экспозиции из-за их удаленности друг от друга.

Созданная транспортная инфраструктура позволит улучшить экологическую обстановку в парке, сохранить редкие растения, а также сформировать готовую модель для внедрения в парковые и природоохранные объекты в Беларуси, а впоследствии создать автоматизированную систему проката электротранспорта во всех крупных городах.

Прокат ПЭТС даст возможность горожанам и гостям столицы ознакомиться с преимуществами данного вида транспорта, сформировать покупательский спрос на продукцию нашего предприятия, - отметил Н. Янкевич.

Так, сейчас на базе Центрального ботанического сада НАН Беларуси отрабатывается создание элемента республиканской автоматизированной системы проката ПЭТС (партии электросамокатов, электровелосипедов и зарядных станций белорусского производства).

- Более подробно узнать о прототипах и опыте эксплуатации отечественного персонального электротранспорта (от электровелосипеда до электроскутера) можно будет в августе, на организованном НАН Беларуси тематическом семинаре и на Международной специализированной выставке «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро-2018» в октябре, - резюмировал руководитель ОАО «Приборостроительный завод Оптрон».

Алексей Борисов