fbpx

Основные черты реформы коммунального транспорта созрели на уровне экономических предпосылок, проблемных вопросов и растущих потребительских стандартов.

 

Сегодня «старая» система справляется с обслуживанием пассажиропотока исключительно благодаря предельной мобилизации кадровых и технических ресурсов.

 

маршруты метельская нов1Елена Метельская,

директор филиала «Автобусный парк №3» ОАО «Гомельоблавтотранс» в городе Речица

 

- В этой ситуации перевозчики нередко выступают в роли доноров, обеспечивая социальный комфорт пассажиров за счет собственной коммерческой активности, междугородних и международных перевозок, услуг сторонним организациям.

 

Такая практика при определенном напряжении сил позволяет сохранять положительную рентабельность хозяйственной деятельности, выдерживать график городских и пригородных маршрутов. Однако удельный вес последних в выручке предприятия сегодня составляет 49%, а доля в общей структуре пассажирооборота - 70%.

 

Да, в этой ситуации нам удается обеспечить положительный баланс, но это скорее бюджет выживания, который позволяет поддерживать эксплуатацию подвижного состава - не более того. Степень износа парка автобусов превысила 51%. Другими словами, свыше половины из них выработали свой ресурс и подлежат списанию.

 

Расходы на поддержание техники в рабочем состоянии, обеспечение безопасности пассажирских перевозок стремительно возрастают: сейчас текущий ремонт с покупкой запчастей ежемесячно обходятся порядка 80 тыс. руб. Нетрудно спрогнозировать, что по итогам года получится солидная сумма - около 1 млн руб. Эти средства фактически изымаются из бюджета развития, инвестиционных фондов обновления подвижного состава.

 

маршруты 2

 

Разумеется, данная проблема не нова и многократно озвучена на самом высоком уровне. В 2005-2010 гг. (с пролонгацией до 2015 г.) действовала госпрограмма, которая предусматривала ежегодное обновление пассажирского автопарка на 10%. Но, насколько известно, ни в одном регионе страны ее не выполнили в полном объеме.

 

- Более десятой части горожан заняты в нефтяной отрасли. Насколько в этой ситуации конкурентоспособна зарплата водителя городского автобуса в Речице?

 

- Вы правы, кадровый дефицит особенно обострился в связи с тем, что ООО «Белоруснефть-Сибирь» объявило вакансии для 100 водителей категории D. Автопарк, мягко говоря, не может конкурировать с нефтяниками по зарплате. Уйдут лучшие, самые опытные работники - из Речицкого, Светлогорского и других соседних районов. Значит, предстоит очередная волна профессиональной селекции, подготовка новых специалистов на собственной учебной базе. А это очень тонкий и трудоемкий процесс, дополнительная нагрузка для менеджмента.

 

маршруты 7

 

Впрочем, у каждой медали есть обратная сторона: «Белоруснефть» активно избавляется от непрофильных активов. В этом году на уровне руководства компании и ОАО «Гомельоблавтотранс» достигнута договоренность о передаче части транспортных услуг на аутсорсинг. Например, сегодня именно мы доставляем значительную часть нефтяников на работу на головные сооружения и обратно. Экономический анализ этого процесса сделаем по итогам I полугодия, но финансовые результаты - предсказуемо положительные.

 

- Мы начали разговор с предпосылок реформы коммунального транспорта. Речица насыщена промышленными предприятиями и не только нефтедобывающими - доставка персонала к рабочим местам явно выходит за рамки определения «социальный маршрут».

 

- ОАО «Речицкий текстиль» получило такой пакет заказов, что потребовался транспорт для доставки рабочих с ночной смены - мы пошли навстречу. Предприятия ЖКХ, занятые в жизнеобеспечении города, также работают в круглосуточном режиме - выделяем дополнительный маршрут.

 

маршруты 3

 

Особая тема - жилищное строительство. Промышленные мощности Речицы еще со времен работы речных портов традиционно концентрируются вдоль русла Днепра, а новые микрорайоны формируются в значительном отдалении. Значит, мы говорим о развитии транспортной и строительной инфраструктуры в одной связке. Организуем новые маршруты для новоселов. У реформы коммунального транспорта, как видите, много союзников, даже за рамками вашего определения «социальный маршрут».

 

маршруты 5

 

- Елена Владимировна, вы, наверное, единственная женщина в Беларуси, возглавляющая автопарк. При этом многие выпускники Белорусского государственного университета транспорта знают вас как члена экзаменационной комиссии от кафедры «Управление автомобильными перевозками».

 

- Студенты БелГУТ постоянно приезжают в Речицу на практику. В частности, участвуют в мониторинге пассажиропотоков, определении наиболее эффективных путей движения. В условиях реформы коммунального транспорта, с внедрением рыночного механизма распределения маршрутов между транспортными предприятиями различных форм собственности такая информация приобрела бы высочайшую коммерческую ценность. Но пока мы говорим только о ее научно-прикладном значении.

 

маршруты 4

 

Продолжая разговор о предпосылках реформы, можно отметить деятельность КТУП «Гомельоблпассажиртранс» - по статусу государственный оператор всех пассажирских маршрутов в регионе. К сожалению, сегодня он фактически курирует преимущественно деятельность маршрутных такси - это важная составляющая отрасли, мне даже известны примеры использования частных компаний на социальных маршрутах на Гомельщине. Но в Речицком и подчиненном предприятию Лоевском районе - таких случаев нет.