Никогда не скажешь, что поселок Неман на Столбцовщине вовлечен в глобальную борьбу за углеводородные ресурсы. Между тем, добыча торфа на местных площадках составляет реальную энергетическую альтернативу российскому нефтегазовому импорту, причем, уже не только на региональном рынке.
Михаил Камейша,
директор ОАО «ТБЗ Неман»
Считаю, что самой продуктивной идеей реформы топливно-энергетического комплекса Беларуси стала политика активного импортозамещения. Не спорю, природный газ гораздо более технологичен в промышленном секторе и исключительно удобен в бытовом использовании. Но страна как рачительный хозяин не отказалась вовсе от собственных ресурсов.
В белорусской глубинке бытует такая шутка: «газ правялi, але грубкi не бурылi». Поэтому не свернули систему отечественных торфо-брикетных заводов (ТБЗ), которая получила весомые стимулы к развитию.
Торф часто называют молодым или болотным углем, иногда с легким пренебрежением именуют «слабым углеводородом». Однако специалисты быстро разобрались, что эта «слабость» на чаше весов экономической эффективности сегодня однозначно перевешивает импорт в широком ряду целевых сегментов практического применения, будь то ЖКХ или производство строительных материалов.
Михаил Францевич, видимо, стоит упомянуть о результатах выполнения госпрограммы «Торф» на 2008-2009 гг., так как по ряду положений документ распространяет действие до 2020-го.
Справедливо считается, что именно этот документ вывел отрасль из инвестиционного тупика, но не беру не себя смелость глобальных исторических обобщений. Я недавно возглавил завод, поэтому гораздо корректнее прозвучит информация об актуальных результатах реформ и современных инвестиционных проектах, осуществленных в минувшее десятилетие, а они действительно заслуживают самого пристального изучения.
Так, самым крупным нашим потребителем в последние годы стала Белорусская цементная компания (БЦК) - на заводах в Костюковичах и Кричеве созданы линии по дроблению торфобрикетов с последующим использованием энергоносителя в производстве цемента. Теплотворная способность каменного угля из Донецкого бассейна условно составляет - 7 000 ккал/кг, у торфобрикетов со столбцовских месторождений - 4 000 ккал/кг. Но мы в разы выигрываем по цене, а главное - стоимости доставки по плечу и тарифам Белорусской железной дороги.
В 2017 г. поставки в адрес БЦК составили порядка 10 тыс. т, в 2018-м вышли на 21 тыс. т. Сейчас наблюдается некоторая стагнация объемов, однако поскольку расчет ведется цементом, мы неожиданно стали одним из самых крупных в регионе трейдеров минеральных вяжущих веществ. Существует система тройственных договоров, к примеру, ОАО «МАПИД» - ОАО «ТБЗ Неман» - Белорусская цементная компания. В рамках этой схемы прибыль от реализации торфа с последующей переработкой в цемент материализуется или, как сейчас модно говорить, монетизируется через реализацию строительных проектов с высокой добавленной стоимостью.
Эта новость достойна внимания ведущих экономических агентств. Не секрет, что Беларусь стала фигурантом ряда антидемпинговых расследований именно в сфере цементного экспорта. Оказывается, программа «Торф» открыла возможности для производства части цемента на базе собственных меловых месторождений и энергоносителей, причем, по исключительно низкой себестоимости?
По сути, так и есть, хотя и здесь воздержусь от глобальных комментариев, для этого вам лучше поискать собеседника в правительственных кабинетах. Вопрос рентабельности поставок в рамках тройственных договоров остается открытым. Но мы обеспечены заказами, что позволяет сохранять трудовой коллектив, поддерживать машинно-тракторный парк, тепловозное хозяйство и технологические линии в рабочем состоянии.
Есть весьма перспективные инвестиционные проекты, которые реализуются в рамках отраслевых программ Минэнерго. К примеру, ОАО «МЗОР» в скором времени должно поставить нам новое прессовое оборудование.
По уровню средней зарплаты коллектив завода уверенно выходит на лидирующие позиции в Столбцовском районе: по итогам первых месяцев 2019 г. - более 900 руб. А что касается цемента, то местные ПМК с удовольствием принимают его в зачет оплаты работ по развитию нашей производственной базы, благоустройству территорий.
По планам на 2019 г. завод произведет порядка 47 тыс. т брикетов при общей добыче торфа на уровне 95 тыс. т. Не станет ли этот объем избыточным для предприятия?
Текущий сезон заготовок начался раньше обычного, а сухая погода гарантирует известное снижение производственных издержек. Но не скажу, чтобы это стало поводом для радости. Засушливые недели мая и июня негативно отражаются на состоянии дел в сельском хозяйстве региона наших поставок: Молодечно, Клецк, Копыль, Узда и Воложин - всего порядка 8 районов Минской области. Здесь мы четко улавливаем зависимость своих действий от возможностей местных бюджетов. Все в одной лодке!
Отдельной строкой стоит отметить отгрузки торфа для улучшения почв. К примеру, сейчас агрокомбинат «Снов» Несвижского района, воспользовавшись паузой в полевых работах, активно вывозит торф на сельскохозяйственные территории. Весовая на заводской проходной не простаивает, идет ежедневное движение по банковским счетам...
Предвижу традиционный вопрос об экологической составляющей добычи торфа. Завод действует с середины 60-х гг. прошлого века и первые сотни гектаров уже возвращены в природный оборот - там сейчас формируется уникальная экологическая система с бобровыми хатками, рыболовными угодьями и гнездовьями птиц. Не менее важно, что на дне восстановленных болот вновь начался процесс аккумуляции «слабых углеводородов» взамен ресурсов, которые сегодня используются для экономического роста Беларуси.