Как использовать маркетинговые инструменты для привлечения персонала.
В маркетинге и продажах есть такое понятие как «точки контакта» (ТК). Это - формы «соприкосновения» клиента с компанией. Всякий раз, когда ваш клиент любым образом и в любое время контактирует с вами, возникает точка контакта. Наиболее распространенными ТК являются:
- офис (месторасположение, атмосфера, мебель и пр.);
- сотрудники компании;
- коммуникации (реклама и PR) и бизнес-процессы;
- продукция (цены, дизайн, название и пр.);
- технологии (интернет и телефония);
- материалы (рекламные, коммерческие, бухгалтерские).
ТК и «дефицит» персонала
Сталкиваясь с точками контакта, например, в продажах, клиент принимает важные для компании решения: начинать покупать у нее что-то или нет, продолжать сотрудничество или уйти к конкурентам.
На мой взгляд, этот механизм вполне применим и к подбору персонала. Любая компания старается направлять все силы и средства на то, чтобы закрепиться на рынке и одновременно завоевать авторитет в качестве работодателя. Ведется огромная работа по развитию HR бренда, так как он напрямую влияет на желание соискателей откликаться на вакансии компании и повышает лояльность имеющихся сотрудников. Когда позиции бренда становятся прочными, одно упоминание о продукте, комментарий представителей компании в СМИ или логотип вызывают ряд эмоциональных ассоциаций у потенциальных работников: «Компания высокого уровня. Как бы я хотел там работать!»
Если говорить о продажах, то сайт, красивая упаковка или позитивный опыт общения с офис-менеджером могут стать толчком к заключению сделки и последующему долгосрочному сотрудничеству. Аналогично это работает и в рекрутинге. Для любой компании укомплектованность штата и уровень текучести персонала играют важную роль. Когда откликов на открытые вакансии нет, на собеседованиях у соискателей нет огня в глазах, а джоб-офферы (приглашения на работу. - Ред.) отклоняются, становится очевидно, что налицо - серьезная проблема. Или вы предлагаете недостаточно высокую зарплату, или у вашей компании неудобная локация, или плохо продаваемый и неинтересный для соискателя продукт/услуга.
Вариантов может быть много, и зачастую поменять эти условия невозможно. Возникает вопрос: как привлечь кандидата, когда в вашей вакансии есть одно или несколько непривлекательных условий? В этой ситуации вызвать интерес соискателей к компании-работодателю как раз и могут точки контакта.
Используйте вашу продукцию и услуги
Продукт или услуга «цепляют» и привлекают внимание, если потенциальные работники сами являются их покупателями или активными пользователями. Например, компания производит медпрепараты. Это - тема здоровья, а оно для многих людей является главной ценностью в жизни. Понятно, что компания будет позиционировать свою продукцию как безопасную, помогающую блокировать боль и таким образом делать людей счастливее. Фактически потенциальные сотрудники заочно знакомятся с компанией через ее продукцию, когда пользуются ей. И если препарат полностью их удовлетворяет, то люди будут хотеть стать частью команды и компании, производящей нужную и полезную вещь.
Или возьмем в качестве примера IT-отрасль. Все наслышаны, что айтишники - «капризные клиенты»: сегодня спортзалом в офисе и другими «плюшками» их уже не заманишь. Зато они клюют на разработку интересного продукта! Особенно, если они или их близкие активно им пользуются, или продукт представляет несомненную ценность для большого числа людей. Любую продукцию можно совершенствовать, и если компания дает кандидатам шанс улучшать свой продукт, это вызовет еще больший интерес: мало того, что соискатели-пользователи уже любят его за какие-то полезные свойства, так они еще могут поучаствовать в его улучшении!
Вывод: можно привлекать персонал в свою компанию через продукт, используя его уникальность и масштаб решения проблем.
Офис и «эффект близости»
Это не только основное рабочее место команды, но и магазины, павильоны, другие площадки компании. Атмосфера уюта и креативности внутреннего офиса, яркое оформление магазинов и витрин также вызывают интерес и расположение соискателей. Думаете, крупные корпорации просто так устраивают экскурсии в офис, показывая миру «как мы живем». Посыл таков: «У нас уникальная корпоративная культура, и оформление офиса ей соответствует.
Посмотрите только, как у нас хорошо!». Открывая свое пространство, они создают «эффект близости». Чем проще «дотронуться» до компании, увидеть то, что доступно только штатным специалистам, тем быстрее у потенциальных сотрудников формируется уровень симпатии и желание быть ее частью. Многие компании, чтобы вызвать интерес кандидатов и удерживать лояльность сотрудников, расписывают офис и магазины в корпоративные цвета, украшают стены символикой и логотипами, изображают на специальных стендах философию и ценности.
Вывод: делайте открытым и доступным для потенциальных работников «недоступное» внутреннее рабочее пространство!
«Полевой рекрутинг»
Это, пожалуй, одна из самых работающих, но непредсказуемых точек контакта. Вовсе не обязательно агитировать: «Приходите работать в нашу компанию, нам срочно нужен персонал». Ваша команда может привлекать или отталкивать потенциальных кандидатов, сама того не замечая. А происходит это банально, даже по телефонному разговору. Например, от вашего специалиста по работе с клиентами - от формы установления контакта, качества и уровня обслуживания - зависит не только заключение сделки, но и мнение о всей компании. Ваш персонал продает не только товар или услугу, но и свою компанию как возможное место работы!
Например, в процессе разговора или обслуживания клиента ваши сотрудники легко могут упомянуть о EVP компании (ценностное предложение работодателя). Это - условия работы, отношение к персоналу, карьерные возможности, миссия и ценности. Таким образом, пусть и неосознанно, они занимаются «полевым рекрутингом». Именно в такие моменты в поведении персонала можно увидеть степень лояльности и вовлеченности: с какими эмоциями они говорят о своей работе, как меняется их мимика, какие слова при этом они чаще употребляют. Кстати, «полевым рекрутингом» можно успешно заниматься на выставках, деловых конференциях и семинарах.
Вывод: персонал компании - одна из наиболее влиятельных точек контакта. Мнению и отзывам людей доверяют больше всего. И если персонал своими словами, поведением, уровнем сервиса сумеет передать EVP компании, то люди будут охотнее откликаться на ваши вакансии.
Коммуникации
Любая компания в ходе своей деятельности коммуницирует с людьми, являющимися потенциальными соискателями, через разные каналы: корпоративный сайт, статьи в прессе, полки магазинов, социальные сети... Она транслирует информацию о своем бренде через рекламу в СМИ, таргетинговую рекламу, баннеры, упаковку, листовки и многое другое. Сообщая информацию о бренде и показывая свою экспертность с помощью различных средств коммуникации, компании привлекают внимание не только пользователей, но и соискателей.
В плане коммуникаций, на мой взгляд, страницы компаний в социальных сетях, сайт и личный блог будут самыми влиятельными и действенными. Сегодня установление контакта, да и все взаимодействие с клиентами в большей степени переходит в online-пространство. В социальных сетях можно делиться самым различным контентом: от развлекательного до экспертного. Online-пространство дает возможность активно вовлекать аудиторию в обсуждение новостей, корпоративных продуктов, предлагать сотрудничество и даже дарить подарки.
Online-коммуникация - это больший охват аудитории, массовые заочные знакомства и регулярное информирование. Именно здесь огромное поле для рекрутинга! Посты в социальных сетях, еженедельная новостная рассылка, рекламное сообщение в СМИ, вагонах метро и на упаковке - вот далеко не полный список точек контакта, где можно «зацепить» потенциального кандидата.
Подводя итоги, отметим, что грамотно выстроенные точки контакта - это путь к сердцам клиентов и потенциальных соискателей. ТК - пример двойной выгоды для бизнеса, так как они совмещают рекламу вашего бренда и создают возможность привлечения новых сотрудников.
Анастасия ТЕТЕРУК, специалист по персоналу компании «Актив Лайф Технолоджи»