О том, что необходимо сделать, чтобы в страну рекой потекли деньги, рассказал руководитель Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП) Денис Мелешкин.

 

klucz

Денис Мелешкин, исполняющий обязанности директора НАИП

 

- В 2018 г., после 3-летнего спада, в Беларуси был отмечен тренд на повышение эффективности инвестиционной деятельности и активности иностранных инвесторов. Национальная экономика вышла на траекторию устойчивого роста, наблюдается оживление в инвестиционной сфере (темп роста инвестиций в основной капитал в 2018 г. - 105,1%). Объем иностранных инвестиций в Беларусь по итогам 2018 г. достиг 10,8 млрд долл. (рост на 11%), из них ПИИ - 8,5 млрд (79% общего объема).

В прошлом году наблюдалось значительное увеличение ПИИ на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) - 1,6 млрд долл., что в 1,3 раза превышает данный показатель за 2017 г.

 

Осуществлена страновая диверсификация инвесторов. Наряду с традиционными государствами-донорами ПИИ на чистой основе - Российской Федерацией (41,7% общего объема) и странами ЕС (33,8%) в пятерку лидеров вошли КНР (9,3%), ОАЭ (3,6%) и США (2,1%). Свою роль сыграла распространенная практика различных преференциальных режимов - от стимулирования высокотехнологичных и направленных на экспорт производств до развития регионов.

 

При этом действующие в Беларуси режимы не подменяют, а взаимно дополняют друг друга. В 2018-м значительно расширился список преференциальных режимов для инвесторов. Сейчас льготные условия хозяйствования предлагают не только Индустриальный парк «Великий камень», свободные экономические зоны, Парк высоких технологий, малые и средние города, но и Юго-восточный регион Могилевской области, Оршанский район и ОЭЗ «Бремино-Орша». Дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности белоруской экономики также способствовали Декреты №№7и 8, принятые в конце 2017 г.

 

Активизировалась работа по сотрудничеству с инвесторами, в первую очередь, стратегическими. Привлечение инвестиций и реализация крупных инвестиционных проектов рассматриваются в качестве ключевых драйверов роста белорусской экономики в 2019 г.

 

- Денис Владимирович, назовите их. По мнению зарубежных экспертов, Беларусь считается очень перспективной с инвестиционной точки зрения, особенно в сферах деревообработки, энергетики и «зеленой» экономики.

 

- Это так, наша страна действительно является перспективной площадкой для инвестирования. Выгодное геоположение на стыке двух мощнейших экономических союзов, качественный и образованный человеческий потенциал - только ряд преимуществ, которыми обладает Беларусь. Наряду с вышеназванными традиционными отраслями особый интерес инвесторы проявляют к логистике, ИТ-индустрии, биотехнологиям, фармацевтике и инновационным отраслям. При этом ключевой задачей госорганов в работе с инвесторами с учетом комплексной отраслевой политики и формирования долгосрочных стратегий развития по курируемым сферам деятельности является определение основных направлений и объектов для привлечения инвестиций.

 

Сегодня Беларусь максимально открыта для инвестиций, реализует политику стимулирования частных вложений. Мы заинтересованы в стратегических инвесторах, которые обеспечат реализацию эффективных (как для себя, так и для страны) инвестиционных проектов, способных обеспечить добавленную стоимость, экспорт и новые высокопроизводительные рабочие места, что в конечном счете позволит решить ключевую задачу государства: повысить уровень жизни людей.

 

- Как известно, НАИП и Всемирный банк работают над стратегией привлечения в Беларусь ПИИ до 2025 г. Как продвигается работа в этом направлении?

 

- Стратегия по привлечению прямых иностранных инвестиций до 2025 г. - важный для страны и ее инвестиционного климата документ. Работу над проектом Стратегии начали в 2018 г. совместно с международными экспертами, госорганами, научным и бизнес-сообществом. К этому процессу привлекли иностранные компании, которые уже вложили средства в Беларусь, а также потенциальные инвесторы. Особое внимание в ходе консультаций уделялось содействию и участию регионов, принимая во внимание их важность в практической реализации документа.

 

В рамках подготовки Стратегии проведен анализ национального законодательства, правоприменительной практики, институциональных факторов, а также опыта зарубежных стран в сфере осуществления инвестиций. Неотъемлемой частью Стратегии является дорожная карта, которая содержит перечень конкретных мероприятий по ее реализации, информацию об ответственных госорганах и сроки выполнения. Сейчас документ проходит согласование, а также общественное обсуждение.

 

- Расскажите о содержании Плана мероприятий по совершенствованию инвестиционного климата в Беларуси на 2019 г.

 

- Как уже упоминалось выше, приложением к разрабатываемой Стратегии является план по совершенствованию инвестиционного климата. Так, только охватывающий 2019-2020 гг. первый этап предусматривает более 100 мероприятий.

План содержит 3 блока. Первый - мероприятия по совершенствованию законодательной базы в различных сферах: области земельных и имущественных отношений, архитектурно-строительной деятельности, государственно-частного партнерства, совершенствовании режимов СЭЗ и др. Например, в 2019 г. планируется внесение изменений в Закон «Об инвестициях», которые коснутся вопросов положения о «стабилизационной оговорке» для инвестора с учетом правоприменительной практики.

Второй блок включает предложения по привлечению инвесторов и удержанию ПИИ, т.е. активизации делового двустороннего и многостороннего инвестиционного сотрудничества, особо выделено стратегическое партнерство с Китаем.

 

klucz1

С учетом действующих преференциальных режимов, практик их применения планируется рассмотрение вопроса о распространении отдельных льгот и (или) преференций, эффективно применяемых инвесторами, на всю территорию Беларуси.

Отдельным блоком дорожной карты выделена деятельность по продвижению положительного инвестиционного климата страны. Причем предполагается охватить различные регионы: Евросоюз, восточное направление (Китай, Япония и др.).

 

- Как обстоят дела с реализацией интерактивного портала «Дорожная карта инвестора»?

 

- С 1 января он функционирует в тестовом режиме по ссылке map.investinbelarus.by.

Дорожная карта инвестора - инструмент, который позволяет видеть цельную картину, экономить время и принимать управленческие решения в онлайн-режиме. К слову, подобные интерактивные инвестиционные карты демонстрируют хорошие результаты в США, Германии, Грузии, Турции и других странах.

 

Портал включает базы инвестиционных проектов и идей, земельных участков, объектов недвижимости и концессий, проектов ГЧП, обеспечена возможность интерактивного поиска по различным критериям.

На портале реализована функция подбора площадки исходя из специализации каждого отдельного региона и его конкурентных преимуществ, имеющихся ресурсов. Для встраивания инвестора и предприятий в кооперационные связи представлены как завершенные и реализуемые, так и планируемые инвестиционные проекты.

 

Его основная идеология заключается в привлечении средств под конкретный потенциал региона, с учетом интересов страны и инвестора.

Сегодня уже реализован первый этап внедрения интерактивного портала.

В 2019 г. запланированы работы по расширению функционала дорожной карты инвестора, в том числе ее интеграция с базами данных недвижимости ГКИ и департамента по санации и банкротству, создание ее вариантов на английском и китайском языках.

 

- Каков практический эффект недавней инвестиционной конференции в Лондоне? Насколько за последнее время удалось сделать Беларусь по-настоящему перспективной площадкой для зарубежных инвесторов?

 

- Недавно в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития прошла масштабная инвестиционная конференция (роуд-шоу), посвященная презентации первого пилотного проекта государственно-частного партнерства по реконструкции участка дороги М-10, а также Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

В роуд-шоу приняли участие более 50 строительных компаний, международных финансовых организаций, банков, консалтинговых и страховых организаций из Турции, Франции, России, Австрии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Китая, Японии, Южной Кореи и других стран.

 

Успешная реализация пилотного проекта по М-10 (порядка 200 млн долл.) - драйвер для широкого применения принципов ГЧП в различных сферах. Параллельно был презентован правовой режим Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», в том числе новые условия инвестирования и ведения бизнеса на его территории.

Сегодня «Великий камень» динамично развивается. Это инвестиционный флагман белоруской экономики. Об этом красноречиво говорят цифры - количество компаний-резидентов за 2018 г. увеличилось на 19 и сейчас составляет 42.

 

- Как вы оцениваете результаты деятельности по выбору стратегических инвесторов, готовых вложить средства в развитие отечественных компаний в 2019 г.?

 

- В 2018 г. НАИП при поддержке Всемирного банка провело предынвестиционную подготовку ряда предприятий легкой и химической промышленности, определенных правительством. В частности, осуществлен операционный, правовой и финансовый анализ, проведены маркетинговые исследования, подготовлена МСФО и разработаны соответствующие рекомендации. Сейчас мы находимся на стадии определения заинтересованных стратегических инвесторов

Надо отметить, что прошло еще немного времени с завершения этой работы, поэтому преждевременно давать какие-либо оценки. Так, ряд зарубежных компаний заявил о том, что продолжает изучать материалы в отношении названных предприятий для принятия решения о своей заинтересованности.

 

В целом результативность мероприятий по привлечению стратегических инвесторов зависит от многих факторов, например, рыночной конъюнктуры, ожидаемого уровня инфляции, состояния отраслей экономики, финансовых результатов деятельности и практических мероприятий по инновационному развитию. При этом успех приватизационного процесса напрямую зависит от степени сотрудничества руководства предприятий с НАИП.

 

- Что в завершение порекомендуете директорам предприятий для активного привлечения внутренних и внешних инвестиций?

 

- Вы правильно сделали акцент на «активном» привлечении. Когда собственник или руководитель «активно» заинтересован в продвижении своего проекта и поиске инвестиций, то ведет качественную проработку инвестиционных предложений. Говоря о проблемах в этой сфере, хочу отметить отсутствие таких качественных предложений для потенциальных инвесторов.

Большинство предлагаемых проектов, за редким исключением, в основном решают узкоспециализированную задачу конкретного предприятия, как правило, в целях оптимизации производственного процесса, не учитывая стратегию развития компании-инвестора. Поэтому мало шансов, что такие варианты заинтересуют представителей бизнеса.

 

klucz2

Руководителям предприятий очень важно оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия и запросы рынка, а для этого необходимо внедрять современные бизнес-модели, что будет понятнее для иностранного инвестора. Также следует активнее искать источники финансирования как путем создания совместных предприятий, так и, к примеру, сотрудничества с международными финансовыми институтами. Наряду с финансированием такие организации предоставляют доступ к новым технологиям, оказывают помощь в разработке стратегии ведения бизнеса, внедряют в компании международные стандарты корпоративного управления.

Положительный результат возможен при наличии мотивации руководителя, четкого понимания развития предприятия и, соответственно, инвестиционных идей или проектов. Важно понимать, что НАИП выступает помощником в поиске потенциальных инвесторов, проведении переговоров и сопровождении. Но без его заинтересованности, совместного взаимодействия работа по привлечению инвесторов вряд ли приведет к положительному результату.

 

Подводя итог, можно сказать: активная позиция руководителя - залог успешной реализации инвестиционного проекта.

 

Алексей Владимиров