Мессенджер - новый инструмент маркетинга. Но как и любой инструмент использовать его нужно с осторожностью.
Сделать полный анализ эффективности наступающих форматов телекоммуникаций просто невозможно. Аналитики не успевают за технологиями. Даже устоявшейся терминологии в русском языке нет и, возможно, никогда не будет. Их именуют по-разному, но суть одна - быстрый обмен сообщениями, стикерами, «гифками», а также фото и видео. Дополнительно - голосовая и видеосвязь. По мнению оптимистов, мессенджеры приходят на смену соцсетям. А ведь всего пару лет назад «революция» в сфере социальных медиа казалась окончательным решением.
От убийцы - к убийце
История мгновенных мессенджеров началась еще в 1990-х. Тогда громом среди ясного неба стал израильский ICQ. Он быстро был адаптирован бизнесом и тут же появился в официальных подписях и даже на визитках. Преимущества - мгновенный ответ на запрос, визуализация доступности корреспондента. Но ICQ (или «аська») пал под натиском соцсетей. Или - от неумеренных попыток монетизации сервиса, с бесконечными рекламными воззваниями.
Сменивший его Skype продержался значительно дольше благодаря «бесплатным» трансграничным звонкам. Ну, а потом пришла эра многочисленных «убийц» скайпа. Нам, конечно, ближе других израильский же Viber, созданный, кстати, белорусской командой разработчиков, за рубежом в топе симпатий - WhatsApp, а в России - Telegram гениального Павла Дурова. Общее же количество ставших популярными мессенджеров уже перевалило за десяток.
Причем многие часто не видят разницы в их физической сути, а пользуются бесплатными сервисами «мгновенных смс». А зря! Потому что как известно, что бесплатный сыр - в мышеловке, и потому, что риски связаны со способами реализации сервисов.
В 2018 г. совокупная аудитория мессенджеров перевалила за 3,5 млрд. То есть по статистике этими сервисами пользуется половина человечества! Хотя фактически, конечно, в лучшем случае - треть, поскольку каждый активный пользователь «юзает» два-три разных мессенджера. Популярный сервис рекомендаций «Имхонет» незадолго до прекращения своего существования успел опубликовать исследование по мессенджерам в России. Основной вывод - пользователи Skype в возрасте 12-64 года переходят на Viber, WhatsApp и Telegram. На 2017 г. (более поздних данных нет) распределение аудитории было следующим: ВКонтакте - 26%, WhatsApp - 25,3%, Skype - 17,7%,Viber - 20%, Telegram - 5,2%. На Фейсбуке и остальных - чуть более 5%. Эти данные можно экстраполировать и на Беларусь, так как наша аудитория мало чем отличается от российской.
По некоторым оценкам, в бизнесе сегодня в основном используются Viber, WhatsApp и Telegram. А сверх того или в дополнение - встроенные мессенджеры социальных сетей Facebook и Вконтакте. Технически разница в том, что мессенджер в соцсети - это часть соцсети. А разного рода «убийцы скайпа» - это приложения, программы-клиенты, которые устанавливаются на компьютере или в гаджете. Со всем набором уязвимостей, включая возможность заражения вирусами.
Причины привлекательности
Маркетологи сразу оценили потенциал мессенджеров. Это ведь не только средство коммуникации и возможность «решить вопрос» как раньше - по телефону. В мессенджере диалог не заканчивается, как телефонный звонок, а может продолжаться длительное время. При этом партнер или клиент будет постоянно на связи.
Создатель Telegram Павел Дуров и вовсе категоричен: «Друзья в социальных сетях - явление из 2010 г. Все, кто нужен, давно в мессенджерах. Поддерживать устаревающие списки друзей в публичных сетях бессмысленно и долго. Читать чьи-то новости - засорение мозга».
Аналогичное мнение и у Яны Рожковой, PR-директора Viber в России и СНГ: «Каждый третий человек на планете общается с помощью мессенджеров, а значит - бизнес не должен стоять в стороне. Мессенджеры предлагают уже готовую платформу с огромной аудиторией. И занять свою нишу на ней необходимо до того, как это сделают конкуренты».
В мессенджере собеседник воспринимает сообщение как что-то личное, адресованное именно ему. Поэтому доверие к посланию («коэффициент взаимодействия») на порядок выше, чем на других площадках. Уровень комфорта общения также имеет важное значение. Теперь в мессенджере можно не только читать и писать посты, но и просматривать и прослушивать медиа-файлы. Общение становится полноценнее. Фактически моментально после прочтения сообщение помечается как прочитанное (просмотренное), что тоже важно для коммерческого использования. Правда, в какой-то степени бизнес с его навязчивостью иногда воспринимается в мессенджере как «вторжение в личное пространство». Но кого это останавливало?
Все мессенджеры поддерживают групповые (тематические) чаты - это своего рода альтернатива корпоративном сайту с удобным интерактивом. Чат - отличное решение для работы с клиентами, при организации мероприятий и т.д. Это своеобразный облегченный аналог тяжеловесной CRM-системы. Совершенно замечательные возможности дает и использование встроенных в мессенджеры программных роботов - ботов. Излишне говорить, что один раз настроив бот, вы получаете дополнительного виртуального сотрудника, никогда не устающего и при этом бесплатного! Оптимисты вообще утверждают, что боты - будущее клиентского сервиса.
Опасность - не в технологиях, а в людях
Риски использования мессенджеров разделяются на два потока: 1) возможная утечка конфиденциальной или коммерчески значимой информации за счет взлома мессенджера; 2) риск заражения устройства «зловредными» программами во время использования мессенджера.
С учетом колоссальной аудитории мессенджеров они становятся привлекательной мишенью для разного рода взломщиков. Опасность такого взлома усугубляется еще и тем, что в обмен на бесплатность мы доверяем мессенджеру весь список своих контактов. И даже не знаем этого - просто при установке отвечаем на все вопросы «OK». А в списке контактов - люди, которые в определенной степени вам доверяют. Типичный сценарий успешного взлома: вы по неосторожности открываете присланный в мессенджере файл, в котором содержится вирус. Далее уже он сам рассылает себя по всем вашим контактам.
Интересно, что вирусная уязвимость мессенджеров-приложений намного выше, чем мессенджеров в соцсетях.
Там администрация сети постоянно мониторит трафик и вовремя блокирует опасные программы. На локальном устройстве на страже безопасности - только вы сами и ваш антивирус. Ну, и еще - разработчики мессенджеров, конечно. В случае обнаружения уязвимостей они тут же их устраняют и выпускают обновления. Поэтому не нужно морщиться, когда вам предлагается обновить приложение. А уязвимости могут быть в самых надежных программах. Скажем, Павел Дуров, разработчик Telegram, объявил награду в 200 тыс. долл. тому, кто взломает его мессенджер. И выплатил половину этой суммы, потому что потенциальная уязвимость все-таки была найдена!
Теперь мы плавно подошли к технической стороне безопасности. Вы знаете - кому может быть доступна информация, которой вы обмениваетесь в мессенджере? Иногда это важно. В этом смысле один из самых популярных мессенджеров Viber просто оброс легендами. Например, известно, что пользователи из арабских государств Ближнего Востока избегают пользоваться им, так как убеждены, что вся информация в переписке становится доступна разработчикам. Это, конечно, преувеличение, но нет дыма без огня. Еще в 2013 г. с помощью Viber можно было получить доступ к заблокированному смартфону на Android. Однако в 2016 г. Viber ввел сквозное шифрование сообщений и разговоров, а в 2017 г. в мессенджере появились скрытые чаты, доступ к которым получают только по коду. Из других фишек - возможность писать сообщения, которые сами удаляются, а также возможность блокирования скриншотов переписки.
WhatsApp в 2016 г. также включил сквозное шифрование. Для его реализации используется библиотека мессенджера Signal, который считают самым безопасным в мире. При этом руководство WhatsApp заявило, что шифруется вообще все, и передаваемый контент доступен только отправителю и получателю. Впрочем, недоброжелатели утверждают, что это преувеличение. К тому же мессенджером владеет Facebook. А он уже не раз был уличен в бесцеремонном вторжении в личные данные.
Большие надежды возлагаются на Telegram. П. Дуров провозгласил при его создании и запуске: «Вернем себе право на приватность»! Шумные разбирательства между Дуровым и ФСБ еще больше подогрели интерес и увеличили доверие к мессенджеру. Создатель Telegram не сдал своих пользователей даже под угрозой блокирования в России. Как оказалось, при попытке блокирования стал «ложиться» вообще весь российский сегмент Сети, и блокировку приостановили. Мессенджером в России продолжают пользоваться, как и во всем мире. В нем есть два варианта шифрования: для обычных и секретных чатов.
Эксперты сходятся во мнении, что действительно Telegram - пока один из самых безопасных.
Но признанным чемпионом по безопасности считается мессенджер Signal. Его рекомендует Эдвард Сноуден - американский спецагент-программист и диссидент. Получить доступ к информации, которой обмениваются пользователи Signal, не могут даже его создатели. Все сообщения после прочтения автоматически удаляются без возможности восстановления и т.д. Хотя глобально это не сильно сказывается на его популярности. Все-таки не все мы - шпионы и секретные физики.
Резюмируя
На основании сказанного можно привести «неисчерпывающий список мер безопасности»:
- Следует с осторожностью обращаться со всеми файлами, присланным в мессенджере, независимо от того, кем они присланы - знакомым или незнакомым контактом.
- Помнить о рейтинге безопасных мессенджеров (из популярных №1 - WhatsApp, №2 - Telegram).
- Всегда обновлять приложения.
- Мессенджеры в сетях более безопасны, чем мессенджеры-приложения.
- Apple (IOS) более безопасен, чем Android.
- Модификации Android от китайских производителей не считаются безопасными (если не сказать больше).
- Не следует оставлять гаджет включенным без присмотра. Установите пароль на включение.
Почему список неисчерпывающий? Потому что каждый день возникают новые риски. А единственным безопасным способом обменяться с кем-то секретной информацией остается старый добрый разговор с глазу на глаз где-нибудь в лесу под дождем, при этом мобильник оставьте дома.
Игорь КЛОКОВ