fbpx

Чем реально занимается в течение рабочего дня директор предприятия?

sowr

Важнейшей предпосылкой успешной деятельности любого руководителя является понимание составляющих ее компонентов. В первую очередь, функционального состава его управленческой практики - иначе говоря, того, чем конкретно он занимается на своем рабочем месте и насколько эффективно использует свое время. Однако несмотря на то, что вопросу содержательного наполнения директорских будней посвящены многочисленные исследования и большое количество публикаций, целостная характеристика содержания управленческой деятельности до сих пор отсутствует.

 

К настоящему времени сложился ряд подходов, направленных на описание различных аспектов управленческой деятельности. Условно их можно разделить на две группы - организационные (функциональные, технократические) и психологические. В первых работах по «научному изучению труда» отец-основатель менеджмента Ф. Тейлор (его книга «Основы научного управления» вышла в 1911 г.), изучая более простые, чем управленческая, виды деятельности, пришел к выводу, что любая деятельность может быть представлена как набор повторяющихся операций, действий и компонентов.

 

Соответственно, для описания какой-либо работы необходимо ее «препарировать», т.е. провести своеобразный микроанализ, разложив ее на мелкие «детали» и отдельные «компоненты», чтобы посмотреть, как они сочетаются между собой и как организованы во времени. Основными методами изучения при этом являются наблюдение (с фиксацией посредством видео- и фотосъемки), диагностическая беседа с объектом исследования, а также хронометраж времени (создание «фотографии» рабочего дня).

 

При анализе управленческой практики «первого лица» компании рассматривались разнообразные действия директора в виде отдельных «паззлов», т.е. «мелких дел». Это позволило создать своеобразную «развертку» его рабочего дня. В результате выяснилось, что он вступает в разного рода контакты сотни раз в день, а его стандартный восьмичасовой рабочий график включает более 200 различных видов действий! По данным Г. Минцберга, «норма» исполнительного директора составляет от 86 до 160 видов занятий в день. Другое исследование, проводившееся на протяжении 35 дней, позволило обнаружить, что в среднем руководитель совершает в день не менее 270 действий, и за все это время он лишь 12 раз может оторваться от «текучки» и сосредоточиться на производственных проблемах, уделяя им, однако, в среднем чуть более 20 мин.

 

О чем говорят директора?

Спектр обсуждаемых руководителями вопросов чрезвычайно широк. Он не ограничивается планированием, определением деловых стратегий, вопросами производства, продаж, работы с персоналом. Часто детально обсуждается даже то, что лишь отдаленно связано с предприятием, а обсуждаемая проблема не особенно важна для бизнеса. В результате генеральные менеджеры участвуют в деятельности, которую даже они сами считают напрасной тратой времени.

 

Следует отметить, что «первые лица» задают множество вопросов. Исследования показали, что в получасовой беседе некоторые из них формулируют буквально сотни вопросов, при помощи которых «мысль направляется по определенному каналу», формулируется цель, оцениваются возможности и ресурсы, создаются условия для выработки и реализации решения.

 

То есть эффективность деятельности руководителя, особенно в сложных управленческих ситуациях, во многом определяется качеством вопросов, которые он ставит.

 

Директор, задающий «правильные» вопросы себе и своим подчиненным, получает на них «правильные» ответы, влияющие на принятие «правильных» решений.

 

Можно добавить, что руководители проводят большую часть своего времени в коротких, не связанных друг с другом беседах. Обсуждение отдельного вопроса или проблемы редко длится более 10 мин. Зачастую в ходе 5-минутной беседы затрагивается более десятка не связанных между собой тем!

 

Как утверждает Дж. Коттер, генеральные менеджеры часто не составляют списков важных дел и даже не ограничивают количество людей, с которыми необходимо встретиться, несмотря на советы специалистов по тайм-менеджменту. Они перемещаются по предприятию, где вступают в случайные, с точки зрения постороннего наблюдателя, разговоры с совершенно случайными, на первый взгляд, людьми. Но именно таким образом они решают актуальные задачи и строят свою систему деловых связей, причем со значительно меньшими усилиями, чем если бы планировали встречи по формальной цепочке управления. Такая поведенческая модель получила название «прогуливающийся менеджмент».

 

О том, как руководителю организовать свою работу, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 1.

 

Александр ТРУСЬ, бизнес-тренер, основатель Школы делового и управленческого мастерства, кандидат психологических наук