fbpx

Можно ли печатать деньги для поддержки экономики, не вызывая инфляцию?

 

 

nac

 

В настоящее время денежно-кредитная политика Беларуси не способствует формированию национального капитала, так как ставка делается на привлечение средств из-за рубежа, а возможности денежной эмиссии используются в незначительной степени. Но изменить денежно-кредитную политику никогда не поздно, если знать как.

 

Эмиссия: «за» и «против»

Были времена, когда Национальный банк активно осуществлял денежную эмиссию в целях поддержки экономики, что наряду с отсутствием реформ приводило к девальвации и гиперинфляции. Теперь регулятор проводит совсем другую политику - ограничивает денежное предложение и рост денежной массы, что оборачивается довольно высокими ставками по кредитам в белорусских рублях. И хотя в правительстве есть сторонники смягчения этой политики, Нацбанк пока не уступает. При этом публичная дискуссия по этому вопросу в стране не ведется.

 

Вот как описал ситуацию председатель правления Нацбанка Павел Каллаур на пресс-конференции 20 декабря 2018 г.: «Что касается в целом денежно-кредитной политики, то любой центральный банк стремится к проведению нейтральной политики с некоторыми небольшими отклонениями в зависимости от циклов и в зависимости от разрыва выпуска. Разрыв выпуска у нас близок к нулю. Монетарную политику мы на данный момент оцениваем как нейтральную. Поэтому не считаем экономически обоснованными те или иные заявления по существенной корректировке монетарной политики. Мы не видели аргументов и доказательств, кроме общих посылок, поэтому не считаем необходимым корректировать монетарную политику».

 

Разрыв выпуска, или разрыв ВВП, представляет собой разность между фактическим и потенциальным ВВП, под которым подразумевается максимальный его уровень, который может обеспечить экономика, используя все имеющиеся факторы производства, без оказания на нее инфляционного давления. Оценка денежно-кредитной политики с помощью разрыва выпуска является общепринятой в рамках господствующих сейчас экономических взглядов - так называемого рыночного фундаментализма. В его основе лежит предположение, что надо дать свободу рынку, а он уже сам решит все проблемы наилучшим образом. К данному течению в настоящее время присоединились и многие белорусские экономисты, причем как государственные, так и оппозиционные. Поэтому, возможно, и нет дискуссии.  

 

Однако это не означает, что аргументы в пользу эмиссии отсутствуют. В частности, существует институциональная экономическая теория, в рамках которой используется не только узкий набор параметров типа ВВП, инфляции и т.п., но и множество других. В том числе - состояние экономических институтов, т.е. правил и традиций, которыми руководствуются люди, а также организаций, эти правила поддерживающих (см. статью «Рейтинг национальной конкурентоспособности», «Директор» №5, 2018 г.).

 

 

Чтобы понять, в чем проблема, можно вспомнить, как выбор между мягкой и жесткой денежно-кредитной политикой обсуждали в нашей стране примерно полтора столетия назад. Тогда Беларусь была частью России, но дела это не меняет. Проблема была та же, хотя в те времена она представала в другой форме: выбора между золотым стандартом и бумажным рублем.

 

Шарапов против Витте

В рамках золотого стандарта золотой запас страны использовался в качестве обеспечения бумажных денежных знаков, выпускаемых центральным банком. Эта система была введена в России министром финансов Сергеем Витте в 1895 г. и отменена только в 1914 г. Сторонники стандарта отмечают, что он создал гарантии от злоупотребления печатным станком, обеспечил доверие к рублю, позволил снизить инфляцию и привлечь иностранные инвестиции. Это именно то, чего сейчас добивается белорусский Нацбанк.

 

Противники стандарта указывали на негативные моменты, связанные с его введением. Страна залезла в долги (золотой рубль был обеспечен заемным золотом), значительная часть российской экономики принадлежала иностранцам, а выплаты иностранным инвесторам процентов и дивидендов в начале XX в. достигали четверти бюджета Российской империи! В Беларуси наблюдается нечто подобное: стабильность ее финансовой системы обеспечена золотовалютными резервами, сформированными за счет внешних заимствований, значительная часть белорусских предприятий принадлежит иностранцам, выплаты процентов и дивидендов еще не достигли четверти бюджета, но дело к этому идет.

 

О том, что общего у компании «Евроторг» и взглядами экономиста времен царской России, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 1.

Владимир ТАРАСОВ